суббота, 19 марта 2016 г.

Исследование культа цмоков в древнем Гомеле


Цмоки из гомельских подземелий

© Фрагменты из новой книги: А. Ф. Рогалев. "Неизвестные страницы истории Гомеля" (Гомель: Гом. гос. ун-т им. Ф. Скорины, 2015 год).
Люди древнего Гомия не просто знали о существовании цмоков в окрестностях поселения, но и встречались с ними в близлежащих лесах, у лесных озёр и даже на берегу Сожа, под самым городом.
В  старом Гомеле бытовало поверье о цмоке или даже нескольких цмоках, появлявшихся из подземелий, которые существовали в границах современного гомельского парка.  Эти подземелья были древними подземными культовыми сооружениями по типу тех лавр, которые существовали в древних Киеве и Чернигове, только, может быть, меньших размеров.
На территории гомельского замка был монастырь, первоначально православный, а с первой половины XVII века – униатский. В монастырях обычно всегда есть подземелья. Археологическая разведка, проводившаяся на территории нынешнего парка Румянцевых и Паскевичей под руководством О. А. Макушникова, показала, что ещё в древнерусское время здесь существовали пещеры с полукруглыми сводами, напоминавшие монастырские комплексы. В дальнейшем, в период Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, эти подземелья или часть из них могли после реконструкции использоваться как арсеналы и погреба для хранения боезапасов и продовольствия, а также как тайные ходы из замка за внешнюю систему обороны.
Но задолго до принятия христианства культовые пещеры в Гомеле служили местами для поклонения отнюдь не святым в человеческом облике, а иным  потусторонним существам, среди которых цмоки  занимали одно из первых мест.
В реальности цмоков сомневаться не нужно. Они действительно активно проявляли себя, переходя в мир людей из соседнего измерения. Совмещение планов бытия (пространств, миров) в прошлом, вплоть до окончательной плотной материализации человеческого социума в конце XVI – начале XVII века, было обычным явлением. Персонажи мифов не мыслились в те далёкие от нас времена как исключительно сказочные.
В белорусских легендах и преданиях упоминаются летучие цмоки, а также драконоподобные существа, являвшиеся из воды или из-под земли – в любом случае из открывавшихся в особых «местах силы» порталов. В дохристианскую эпоху все виды цмоков являлись объектами поклонения.
В конце XIX – начале XX веков контуры цмоков активно  изображались на ставнях частных домов в Гомеле, Добруше, Ветке, Речице. В XX веке коренные жители бывшей гомельской деревне Любны рассказывали о цмоке, жившем в болоте у Шведской Горки – так называется  существующее в окрестностях Гомеля, на правом берегу Сожа, городище милоградской культуры VI–III веков до новой эры.
Геопатогенная же зона, находящаяся в самом центре современного Гомеля, на участке от улицы Жарковского до улицы Ландышева, вообще кишела всякими тварями. Они и сейчас нет-нет, да и проявляют себя в изменчивых формах и связаны с разными событиями в этой части города.
Культ цмоков и связанное с ним почитание змей – как в Гомельском регионе, так и на территории Беларуси в целом – имеют очень давние истоки. Их следует связывать не только с верованиями древних славян и балтов, но и с культовыми архетипами, отображёнными в мифах, легендах и сказаниях о драконах во всех бывших и нынешних этнических культур Земли.
Сами же эти мифы, легенды и сказания мало изучать в контексте одной только земной истории. Их необходимо рассматривать в широком поле космических реалий.  Кто этого не понимает, лишь скользит по поверхности проблемы или видит её как некую декорацию на сцене театра, не воспринимая за реальность.
Запечатлённый в мифах и легендах разных народов образ Дракона непосредственно соотносится, как мы сказали, с понятием «инобытие», а космическим аналогом этого образа является созвездие Дракона. Область небесной сферы, занимаемая созвездием Дракон, простирается между созвездиями Большой и Малой Медведицы. Дракон как бы летит в пространстве этих созвездий.
В созвездии Дракон прослеживается сложный закручивающийся гигантский поток энерговещества, который охватывает многие звёздные и планетарные системы. Такие же космические энергопотоки есть и в других частях Вселенной. Вся наша Вселенная является по сути реализацией разных видов энергий – более тонких и более плотных.
С созвездием Дракона прямо связаны представления о «космических Змеях». Эти представления соотносятся не только с энергией во всех её проявлениях (образ Змеи символизирует любой вид энергии, в том числе и космическую[1]), но и с понятием «инобытие», которое всегда имело непосредственное отношение к земным реалиям и воздействовало на них.
«Космические Змеи», возникавшие из инобытия, как раз и были представлены драконами (птицами-змеями или змеями-птицами). Сведения о драконах есть в общеазиатской, индийской, японской, западноевропейской, скандинавской и славянской мифологии.
В эзотерической литературе встречаются упоминания о драконоподобных существах, находящихся в ином измерении, чем измерение физического мира Земли, но тем не менее пытающихся установить свой полный контроль над человеческой цивилизацией. Может быть, поэтому в мифах и сказаниях разных народов драконы описываются как агрессивные и кровожадные существа.
Огнедышащему, то есть извергающему энергию огромной мощи дракону, своего рода летающему динозавру, типологически подобен восточнославянский сказочный Змей Горыныч (определение Горыныч означает «пылающий», «огненный»), такое же опасное и коварное существо.
Были, однако, и другие «космические Змеи», которые воспринимались как боги. Некоторые индейские народы, например, называли себя «людьми змеиной расы». Наименование бога Кецалькоатля у индейцев-тольтеков этимологически означает «пернатый Змей». Индейцы-ацтеки почитали Кецалькоатля как бога знаний и даже как создателя людей.
Бог индейцев-майя Кукулькан был аналогом Кецалькоатля и представлялся в виде пернатого Змея с человеческой головой. Ещё одно божество в пантеоне майя – Ицамна – также иногда изображалось в виде Змея.
Представление о пернатом Змее в индейской культуре могло появиться в связи с тем, что созвездие Лебедя, культ которого существовал повсеместно, и созвездие Дракона в астрономии некоторых древних народов, например, майя, объединялись в одно большое созвездие.
К великой расе Змея (Дракона) относились друиды кельто-британских областей, Иерофаеты Египта, Вавилона, священнослужители народов Центральной и Южной Америки. «Змеями» назывались и являлись все Адепты, Мудрецы.
В мифологии белорусов известны Змей-Волот, Царь-Змей и Змей-Страшилище. Первые два, как можно полагать, воплощали положительное начало, а третий – отрицательное. Летучие огненные цмоки, как мы уже сказали выше, были приспособлены к обитанию в воздухе, воде и на земле.
Символ «Змий» являлся – как в философии, так и в религиозном символизме – эмблемою вечности, бесконечности, возрождения, омолаживания, мудрости. Знак «Змий» присущ всем божествам в качестве символа бессмертия.
Как видим, есть Змеи-устроители и Змеи (Драконы)-разрушители. Их надо разграничивать. Возможно, это одни и те же Сущности, но с разной функцией и в разные времена.
Земля и все её миры испытывают воздействие со стороны каждого из созвездий, на которые поочерёдно спроецировано Солнце в течение года. Солнечная энергетика, сочетаясь определённым образом с энергетикой зодиакальных созвездий, отпечатывается на человеке, родившемся под тем или иным созвездием. Кроме того, энергопотоки, идущие из космоса, несут с собой информацию о различных созвездиях и их роли в истории Земли.
Подводя итог рассуждениям о роли цмоков в гомельской старине, скажем, что они, безусловно, воспринимались как тотемы, в которых воплощались божественные предки, имевшие рептилоидную природу.
Некоторое время назад нам рассказали о мальчике из города Ветка Гомельской области, который при переключении своего сознания на иную частоту видит, как он говорит, «динозавров». Такая способность дана и некоторым другим детям – именно детям, поскольку среди них всё чаще и чаще выявляются индивиды с активированным шестым и седьмым чувствами, дающими им значительное преимущество перед обычными людьми, имеющими только пять чувств.
А. Ф. Рогалев. Ссылка на публикацию в соответствии с действующим законодательством обязательна.


[1] Космическая энергия наполняет всю Вселенную и соединят Землю и Небо. Мини-копией образа «космической Змеи», символизирующей энергию Вселенной, является образ «земной змеи». Передвигаясь, змея образует синусоиду (сигмовидную линию), а в состоянии покоя сворачивается в спираль, которая символизирует циклический ритм существования миров и потенциальную энергию.
Спираль – важнейший символ в оккультизме, эзотерических учениях и одна из главных фигур во Вселенной. В земной природе форму двойной спирали имеют, например, молекулы ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты), раковины, смерчи.

В спиралевидной форме осуществляется движение энергии биополя по энергетическим центрам человека (чакрам). Спиралевидная форма характерна и для любой другой энергии, в том числе и для гигантских  потоков энерговещества в беспредельном космосе, что удерживает их от рассеивания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий