среда, 3 мая 2017 г.

Как начинались Костюковка и Большевик (населённые пункты в окрестностях Гомеля)

В рабочем посёлке Костюковка
Название Костюковка носят рабочий посёлок, подчинённый Железнодорожному райисполкому г. Гомеля, а также деревня в Ерёминском сельсовете Гомельского района.
Рабочий посёлок начинался со станции Либаво-Роменской железной дороги, построенной в 1873 году. В 1910 году на железнодорожной станции Костюковка имелся один двор и числилось 13 жителей, из них – 10 мужского пола, по всей видимости, в большинстве своём обслуживающий персонал, железнодорожные рабочие.
С началом строительства в 1929 году Гомельского стеклозавода возле железнодорожной станции Костюковка появились посёлки рабочих. По свидетельству старожилов, изначально было два посёлка – Ивановский и Озерской. 15 июля 1935 года эти посёлки были объединены и получили официальный статус рабочего посёлка Костюковка. Жителей рабочего посёлка в окрестных деревнях стали называть заводчанами.
Название Костюковка в 1873 году было перенесено на станцию Либаво-Роменской железной дороги с соседней деревни Костюковка Поколюбичской волости (ныне – деревня в Ерёминском сельсовете).
Эта деревня указывается ещё в инвентаре Гомельского староства за 1681 год, а в 1886 году упоминается среди иных важнейших населённых пунктов края.
В конце XIX века в Костюковке, располагавшейся, в соответствии с источниками, при озере Забоч, было 123 двора и проживало 683 человека.
Статистические справочники в начале XX века (1910 год) давали такие сведения о Костюковке: деревня при Кобыльем болоте, у Либаво-Роменской железной дороги; дворов – 178, населения – 615 человек мужского пола и 597 человек женского пола.
Рядом с деревней в то время находился фольварок Костюковка, принадлежавший наследникам дворянина Ст. Ив. Барона Нолькена. Непосредственно в фольварке проживало 62 человека, хотя указывался в нём всего один двор.
В начале ХVIII века рядом с деревней Костюковка возникла старообрядческая слобода Костюковичи. Во время карательных экспедиций русских войск против ветковских староверов в 1735 и 1764 годах слобода Костюковичи, как можно полагать, была уничтожена, а население принудительно уведено вглубь России.
Название деревни Костюковка образовалось от прозвища Костюк. В деревне Ерёмино нами записано топонимическое предание, в котором рассказывается о переселении в район Гомеля двух братьев – Костюка и Ерёмы. Первый из них основал Костюковку, а второй село Ерёмино.
В посёлке Большевик Гомельского района
Наименование Большевик связано с рабочим посёлком, возникшим 24 августа 1950 года, нынешним центром поселкового совета Гомельского района.
До указанной даты поселение состояло из нескольких частей и носило такие названия: Посёлок № 1, Посёлок № 2, Посёлок № 3, Посёлок № 4 торфозавода «Большевик». Название Большевик ещё до объединения поселков №№ 1–4 носил посёлок под номером три.
Торфоразработки на огромном Кобылянском болоте и строительство торфопредприятия начались в 1930 году, во второй год первой советской пятилетки. Первые рабочие являлись выходцами из разных мест, главным образом из бывшего Комаринского, Лоевского, Брагинского, Лельчицкого, Речицкого районов, из Гомеля. Значительную их часть составляли молодые девушки.
Основным орудием труда были лопаты, основной тягловой силой – лошади. Работали по пояс в воде в брезентовых чулках-бахилах и в лаптях. Копали дренажные канавы («каналы») общей протяженностью 15 километров, корчевали пни, ровняли кочки.
Зимой болото промерзало почти на метр, его били ломом. Тем не менее в труднейших условиях первые рабочие-строители торфяного предприятия работали с энтузиазмом и вдохновением. Их пассионарность, редкую в наше время и непонятную нашим современникам, считали в то время большевистской энергией.
Именно эта энергия (пассионарность) обусловливала небывалые трудовые подвиги в годы первых пятилеток. Поэтому название Большевик полно и ёмко отражало суть происходившего у торфяного Кобылянского болота в 30–50-е годы XX века.
Первая добыча торфа в 1932 году составила 700 тонн. Торф копали вручную, от карьеров вагончики с сырьём толкали плечами до центральной узкоколейки, где их забирал паровоз. Торф в качестве топлива был очень нужен стеклозаводу, который строился рядом с торфяным массивом в те же 1932–1934 годы.

© А. Ф. Рогалев. От Гомиюка до Гомеля. Городская старина в фактах, именах, лицах. – Гомель: Барк, 2006. Ссылка в соответствии с действующим законодательством обязательна.

Комментариев нет:

Отправить комментарий