вторник, 20 июня 2017 г.

Мотивы Всемирного потопа в Волотовском предании (окрестности города Гомель, Беларусь)

Мотивы Всемирного потопа, на наш взгляд, отображены в следующем предании, записанном летом 1997 года в деревне Волотова студентами филологического факультета Гомельского госуниверситета имени Ф. Ско­рины Н. Данилкович, О. Роговцовой и Т. Сарвиловой во время диалектологической практики со слов местной жительницы Веры Константиновны Громыко, 1915 года рождения.
На месте Волотовы был когда-то остров, и жил здесь богатый человек, у которого был сын. Стоял однажды этот человек на острове, а сын плыл в лодке. Тут началась сильная буря, лодка перевернулась, и находившийся в ней человек стал тонуть. Отец упал на колени и стал умолять Господа спасти сына. Не успел он закончить молитву, как сына живого выбросило волной на сушу. Восславляя Господа, отец построил на острове церковь во имя Святого Николая Чудотворца.
Мы ранее анализировали это предание и подробно описывали его архетипы (первообразы) – остров, вода, лодка, буря, волна, отец и сын в аспекте религиозно-мифологического восприятия действительности (см.: Рогалев А. Ф. От Гомиюка до Гомеля. Городская старина в фактах, именах, лицах. – Гомель: Барк, 2006. – С. 25–26).
Добавим к уже сообщённой информации новое, историко-эзотерическое прочтение сюжета и обратим внимание читателей на очевидные параллели между волотовским преданием и темой атлантов и Атлантиды:
1) остров на месте Волотовы – остров Посейдонис как последний оплот атлантов, погрузившийся на дно океана примерно 12 000 лет назад;
2) буря, перевёрнутая лодка и тонущий человек – природные катаклизмы, поочёредно уничтожавшие территории атлантов (как указывается в работах Е. П. Блаватской, Атлантида пережила четыре крупных катастрофы);
3) мотив воды – Всемирный потоп;
4) лодка среди бушующей водной стихии – Ноев ковчег;
5) спасшийся человек по милости Божьей – выжившие атланты по воле Высших Сил;
6) отец и сын – старая и новая человеческие цивилизации (расы);
7) возведение храма во славу Господа – необходимая духовная опора для нового поколения человечества;
8) храм на острове – реальный культовый центр на месте Волотовы в далёком прошлом;
9) остров как модификация «мировой горы» и храм, символизирующий центр мироздания особая значимость «места волотов» (Волотовы) для всех ближайших окрестностей;
10) церковь во имя Святого Николая Чудотворца предшествовавшее капище бога Волоса (Велеса), Волота (Велета).
Фрагмент из книги: © А. Ф. Рогалев. Скрытый смысл географических названий, легенд и преданий (на материале Беларуси). – Гомель: Барк, 2012. – С. 58–59. Ссылка в соответствии с действующим законодательством обязательна.

Комментариев нет:

Отправить комментарий