среда, 8 октября 2025 г.

Элементы древнего свадебного обряда в Гомеле в XVII–XVIII веках

В позднее древнерусское время (XIII–XIV века) жители первоначального Гомия соблюдали свадебный обряд, содержание и форму которого определяло прежнее мифологическое представление радимичей и их предшественников об умирании и возрождении (т. е. перевоплощении) молодых в качестве супругов. Элементы этого обряда сохранялись в Гомеле и его окрестностях до XVII или даже до XVIII века.

В самом свадебном обряде переплетались слёзы и радость, грусть и смех. Поведение невесты во время сватания и некоторые свадебные атрибуты соответствовали «умиранию».

До просватания невеста находилась за занавескою и плакала. Свадебное платье, как и саван, шилось из белой ткани. Большой платок, который принято было дарить невесте в день свадьбы, в исследуемой местности (как и некоторых смежных областях) носил название гомылька, соотносимое со словом могила.

Специальный свадебный хлеб (пирог) имел выпуклую, округлую форму и напоминал могильный холм. В чешском языке этот пирог так и назывался – homola, что значит «холм, могила». В индоевропейских языках прослеживается соотнесённость семантики «невеста» – «смерть» – «могила» – «хлеб».

Невесте требовалось пройти ритуальное мытье в бане, что соответствовало мифологической значимости воды и омовения в целом, знаменовавшего перевоплощение.

Баня как место омовения как бы балансировала на грани между этим и тем (потусторонним) миром. Расплетение косы перед баней, а затем покрытие платком (гомылькой) как раз и означали ритуальное «умирание» одной сущности и «рождение» новой.

По материалам книги © А. Ф. Рогалев. Неизвестный Гомель. – Гомель: Велагор, 2023. – 220 с.

Наиболее читаемые сообщения за неделю