среда, 30 сентября 2020 г.

Герб Гомеля изначально создавался для владельца города, фельдмаршала П. А. Румянцева

Фельдмаршал П. А. Румянцев и Гомель

Первый раз фельдмаршал Пётр Александрович Румянцев посетил Гомель в сентябре 1777 года. В это время в городе уже началось переустройство: возводился невиданный доселе в городских окрестностях дворец для нового владельца на деньги, полученные по указу Екатерины II. 

Речь идёт о главном корпусе дворцового ансамбля, стоящего и ныне над рекой Сож в центральном парке Гомеля. 

Здание дворца (тогда его скромно называли «домом») строилось на территории прежнего оборонительного замка, надобность в котором исчезла...

Тема в широком историческом контексте

© А. Ф. Рогалев. Гомель: страницы древней истории, формирование улиц, местные тайны и загадки. – Гомель: Барк, 2014.

Гомель и прихоти фельдмаршала П. А. Румянцева

Очевидно, не только гомельский дворец, но и весь Гомель его владелец хотел осмыслять и видеть как воплощение своей славы и своего гражданского подвига, как максимально избавленный от жизненной суеты роскошный подарок высочайшей особы, преподнесённый в ознаменование великого государственного дела.

Правительство сочло возможным удовлетворить настойчивое желание Петра Александровича Румянцева – удалить уездную администрацию из Гомеля. 

В 1777 году было принято решение о строительстве нового уездного центра на левом берегу Сожа, напротив Гомеля. Но Пётр Александрович Румянцев не желал ждать окончания строительства города, поэтому администрация вынуждена была уехать в том же 1777 году из Гомеля в село Белица, располагавшееся к северо-западу от Гомеля в 20 с лишним верстах (сегодня – село Старая Белица Гомельского района)...

Материал в широком историческом контексте

© А. Ф. Рогалев. Гомель: страницы древней истории, формирование улиц, местные тайны и загадки. – Гомель: Барк, 2014.

вторник, 29 сентября 2020 г.

О стереотипе мышления жителей Гомеля в XVIII веке

В стереотипе мышления и поведения гомелян XVIII века белорусская сущность не получала какого-либо намеренного выражения. 

Их этническая инертность и русинская покладистость сочетались с усвоенным генетически (от предшествующих поколений) сознанием своей «переходности» – не только в историческом плане, но и в этнологическом отношении. 

Православный же менталитет гомелян позволял правительству русской императрицы смело, без опасений отдавать город новому владельцу (фельдмаршалу П. А. Румянцеву) «для увеселения»...

Материал в широком историческом контексте

© А. Ф. Рогалев. Гомель: страницы древней истории, формирование улиц, местные тайны и загадки. – Гомель: Барк, 2014.

Статус населения Гомеля в середине 1770-х годов и в дальнейшем

Население Гомеля, в отличие от крестьян деревень и Спасовой Слободы, доставшихся фельдмаршалу П. А. Румянцеву, не было крепостным. 

В описи гомельского имения фельдмаршала Петра Румянцева за 1776 год поимённо перечисляются гомельские мещане, но уже следующий владелец Гомеля, граф Николай Петрович Румянцев в письмах своему гомельскому управляющему, датированных 1801 годом, называет жителей Гомеля «крестьянами» и «пахарями»

О том, что в Гомеле, кроме мещан, проживала какая-то часть крестьян, свидетельствуют и материалы, относящиеся ко времени приобретения гомельского имения И. Ф. Паскевичем (1782–1856)...

Материал в широком историческом контексте

© А. Ф. Рогалев. Гомель: страницы древней истории, формирование улиц, местные тайны и загадки. – Гомель: Барк, 2014

Императорские особы в Гомеле. Май 1780 года

В мае 1780 года именно в старом деревянном гомельском замке, спешно прибранном, фельдмаршал Пётр Александрович Румянцев принимал гостей – российскую императрицу, австрийского императора Иосифа II и белорусского генерал-губернатора Захария Чернышёва.

Императрица Екатерина II, совершавшая в то время поездку по присоединённым к России территориям Речи Посполитой, её свита и гости, несомненно, осматривали и местечко, примыкавшее к замку с западной стороны...

Материал в широком контексте

© А. Ф. Рогалев. Гомель: страницы древней истории, формирование улиц, местные тайны и загадки. – Гомель: Барк, 2014.

воскресенье, 20 сентября 2020 г.

четверг, 17 сентября 2020 г.

Северные границы Гомеля по состоянию на 1910 год


На схематическом плане Гомеля 1910 года северные границы города обозначены двумя кладбищами в самом конце Румянцевской улицы: с левой стороны – новым православным Новиковским кладбищем (на месте нынешнего Студенческого парка, вблизи учебного корпуса № 1 Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины), а с правой стороны – еврейским кладбищем с синагогой (в районе пересечения современных улиц Советской и Университетской, между средней школой № 16 и студенческим общежитием № 1 ГГУ им. Ф. Скорины). 

© А. Ф. Рогалев. Гомель: страницы древней истории, формирование улиц, местные тайны и загадки. – Гомель: Барк, 2014. – 248  с.  (с. 119–120). 

О формировании улиц Гомеля с середины 1870-х годов до начала XX века

Формирование улиц, расположенных справа и слева от Румянцевской улицы на участке от Рогачёвской улицы далее в северном (и северо-западном) направлении, происходило примерно с середины 1870-х годов и продолжалось в начале XX века. 

Подробнее в книге  © А. Ф. Рогалев. Гомель: страницы древней истории, формирование улиц, местные тайны и загадки. – Гомель: Барк, 2014. – 248  с.  (с. 119–120). ISBN  978-985-7065-05-9  

Гомель. О времени формирования улиц Комсомольской, Победы и Рогачёвской


Формирование и застройка Пятой Поперечной улицы (Комсомольской) осуществлялись с середины XIX века. 

Шестая и Седьмая Поперечные (улица Победы и Рогачёвская улица) сформировались несколько позже, примерно к концу 1880-х годов. 

Подробнее в книге  © А. Ф. Рогалев. Гомель: страницы древней истории, формирование улиц, местные тайны и загадки. – Гомель: Барк, 2014. – 248  с.  (с. 119–120). ISBN  978-985-7065-05-9 

Гомель. О планировке улиц с первой четверти XVIII века до рубежа XIX–XX веков.


Как можно полагать, ещё при жизни графа Н. П. Румянцева наряду с планировкой площади за православным кладбищем по Пробойной улице были намечены контуры будущих пятой, шестой и седьмой по счёту Поперечных улиц. 

В начале XX века они назывались соответственно АлександровскойПочтовой и Рогачёвской, а в наши дни именуются КомсомольскойПобеды и также Рогачёвской

За Рогачёвской улицей планировка, по всей видимости, не проводилась, поэтому следующие улицы – Полесская, Николаевская и Сортировочная, существовавшие уже в конце XIX – начале XX веков, хотя и являлись поперечными по отношению к Румянцевской (Полесская не соприкасалась с Румянцевской улицей и пересекалась только с улицей Могилёвской), тем не менее располагались отнюдь не параллельно предыдущим семи поперечным улицам. 

Подробнее в книге © А. Ф. Рогалев. Гомель: страницы древней истории, формирование улиц, местные тайны и загадки. – Гомель: Барк, 2014. – 248 с.  (с. 119–120). ISBN  978-985-7065-05-9 

О времени вхождения Гомеля в состав Российской империи

От старого к новому. Гомель в 1772–1786 годах

Читать текст

© А. Ф. Рогалев. Гомель: страницы древней истории, формирование улиц, местные тайны и загадки. – Гомель: Барк, 2014. – 248 с. Публикуемый материал на с. 84–91.

Гомель. 1773 год. Новая власть

Конец XVIII века. Гомель в составе России. Долгое сохранение прежних традиций


Изменение государственной принадлежности Гомеля в 17721773 годах произошло тихо и мирно. Можно сказать, что гомеляне даже не ощутили никаких существенных перемен. Об этом свидетельствуют следующие факты. 
Униатский монастырь в Гомеле существовал на протяжении тридцати с лишним лет после присоединения города к России и был снесён только потому, что мешал начавшейся реконструкции всей прилегающей к нему местности. 

Знаменательно и то, что граф Николай Петрович Румянцев на собственные средства построил в Гомеле новый каменный костёл, а также помогал возводить еврейскую синагогу.

© А. Ф. Рогалев. От Гомиюка до Гомеля. Городская старина в фактах, именах, лицах. Гомель: Барк, 2006. – 220 с.

Гомель в «Новом и полном географическом Словаре Российского государства…» (Москва, 1788–1789 гг.)

В «Новом и полном географическом Словаре Российского государства…» (Т. I–VI. Москва, 1788–1789), составление которого началось под общей редакцией Льва Максимó­вича вскоре после присоединения к России самых восточных территорий Речи Посполитой, о Гомеле сообщалось следующее: «Местечко Могилёвского наместничества в Белицком уезде (к 80-м годам XIX века административный статус Гомеля изменился. – А. Р.), в 210 верстах от Могилёва, на правом берегу реки Сож. В нём есть земляной замок, обнесённый палисадом, три Греческие церкви, одна Униатская и одна Католическая; почтовый дом и каменный магазин, раскольничья слобода и их молитвенный храм; бывает в нём две ярмарки; жители очень зажиточные». 
Примечательно то, что цитируемый географический словарь, являвшийся официальным российским справочно-статистическим изданием, не относил местное население к русскому народу. 
Согласно словарю, «народ, проживающий в Могилёвском и Полоцком наместничествах, называется литвой». 
И хотя этнический термин литва объяснялся здесь с точки зрения недавней (до 1772 года) государственно-политической принадлежности населения указанных наместничеств, существа дела это не меняет: белорусы-«литва» совсем не отождествлялись с русскими, хотя они и придерживались, особенно в восточных районах Беларуси, преимущественно православного вероисповедания.
© А. Ф. Рогалев. От Гомиюка до Гомеля. Городская старина в фактах, именах, лицах. – Гомель: Барк, 2006. – 220 с. (с. 115).

Из истории Гомеля. Комментарий к правительственному указу от 19 октября 1775 года



Дата 10 июля 1775 года в истории Гомеля


Начало нового периода в истории Гомеля связано с 10 июля 1775 года, днём подписания Кючук-Кайнарджийского мира, знаменовавшего весьма выгодное для России окончание русско-турецкой войны 1768–1774 годов. 
За успешную военную кампанию командующему русскими войсками Петру Румянцеву указом Екатерины II от 12 сентября 1775 года (по другим архивным данным, от 3 октября этого же года) были пожалованы почётный фамильный титул Задунайский, фельдмаршальский жезл, лавровый венок за победы и масличная ветвь за дипломатию, крест и звезда ордена Святого Апостола Андрея Первозванного, шпага, обложенная алмазами, а также местечко Гомель, 35 (или 40) деревень из 82-х, имевшихся в Гомельском уезде, и 7 129 (7 376) душ крепостных из общего числа 13 326 душ с присовокуплением 100 тысяч рублей на постройку дворца в Гомеле, картин для убранства и серебряного сервиза для стола. 
Указ императрицы позже утвердил российский сенат. В указе сената называются 35 сёл и деревень, а также Спасова Слобода и местечко Гомель, переходившие в собственность фельдмаршала Румянцева[1].

[1] По всей видимости, указ императрицы изменялся. Это свидетельствовало о том, что сама Екатерина Iне сразу определилась с количеством деревень и крепостных, которыми следовало бы наградить П. А. Румянцева. Окончательное решение было отображено в указе сената.

© А. Ф. Рогалев. От Гомиюка до Гомеля. Городская старина в фактах, именах, лицах.  Гомель: Барк, 2006– 220 с. (с. 115–116).

Социальный состав населения Гомеля в конце XVIII – начале XIX века

Население Гомеля, в отличие от крестьян деревень и Спасовой Слободы, доставшихся П. А. Румянцеву, не было крепостным. 

В описи гомельского имения фельдмаршала Петра Румянцева за 1776 год поименно перечисляются гомельские мещане, но уже следующий владелец Гомеля, граф Николай Петрович Румянцев в письмах своему гомельскому управляющему, датированных 1801 годом, называет жителей Гомеля «крестьянами» и «пахарями». 

О том, что в Гомеле, кроме мещан, проживала какая-то часть крестьян, свидетельствуют и материалы, относящиеся ко времени приобретения гомельского имения И. Ф. Паскевичем.

© А. Ф. Рогалев. От Гомиюка до Гомеля. Городская старина в фактах, именах, лицах. – Гомель: Барк, 2006– 220 с. (с. 116).

Наиболее читаемые сообщения за неделю