четверг, 30 июня 2022 г.

Географическое название Дуяновский лес (Гомельский район)

 


Дуя́новский лес. Лесной массив около деревни Дуяновка. 

Дуяновка – деревня в Прибытковском сельсовете. Известна с XVIII века.

© А. Ф. Рогалев. Топонимический словарь Гомеля и Гомельского района. – Гомель: Барк, 2012. – 292 с. Редакция 2024 года.

среда, 29 июня 2022 г.

Населённые пункты Ветковского района. Бартоломеевка

Бартоломе́евка (белор. Барталаме́еўка). Деревня в Ветковском районе Гомельской области Беларуси. 

По письменным источникам известна с XVIII века.

Историко-топонимический комментарий

© А. Ф. Рогалев. Топонимический словарь Ветковского района Гомельской области. – Гомель: Барк, 2004. – 196 с. (с. 19–20). ISBN 985-6763-04-5

воскресенье, 26 июня 2022 г.

Название Бабчино озеро (Ветковский район)


 

БАБЧИНО, вар. БАБЧИНСКОЕ, с. Озеро в заболоченной низине возле деревни Шерстин Ветковского района (Гомельская область, Беларусь). Образование с корнем Баб-: БабчаБабчиноБабчинское (?) 

Ср. Бабулин Бугор.

© А. Ф. Рогалев. Топонимический словарь Ветковского района Гомельской области. – Гомель: «Барк», 2004. – 181 с. ISBN 985-6763-04-5

пятница, 24 июня 2022 г.

Пейзажи Беларуси (2010 год)

Где-то в Могилёвской области Беларуси. День клонится к вечеру. 

Автор Владислав Рогалев (Гомель, Беларусь). 

Конец июля 2010 года.

Гомель. Городская природа. Августовская клумба

Бархатцы. Цветы августа. 

Из фотоальбомов Владислава Рогалева (Гомель, Беларусь).

Гомель. Городская природа. Знак августа

Августовский цветок. 

Из фотоальбомов Владислава Рогалева (Гомель, Беларусь).

Микротопоним Бабулин Бугор (Ветковский район, Гомельская область)

 


БАБУЛИН БУГОР, м. Урочище в 300 м к юго-западу от деревни Глыбовка Ветковского района (Гомельская область, Беларусь), на остатках первой надпойменной террасы левого берега реки Беседь. Здесь расположен археологический памятник – «следы» поселения эпохи мезолита, датируемого VIIIV тыс. до н. э.

Дифференцирующий атрибут Бабулин образован от слова бабуля баба, связанного с обозначением предков. Опорный компонент бугор указывает на возвышенное место.

В народных сказках традиционные образы «деда» и «бабы» являются указанием на предков, сказочных «прародителей» основных действующих героев.

Подробно

© А. Ф. Рогалев. Топонимический словарь Ветковского района Гомельской области. – Гомель: «Барк», 2004. – 196 с. ISBN 985-6763-04-5

Микротопонимы Бабин Рожок, Дедов Рожок (Ветковский район, Гомельская область)

 


БАБИН РОЖОК, м. Луг возле Старого Села (Ветковский район, Гомельская область, Беларусь).

Рожок – от рог – «урочище с одним природным комплексом, вдающееся неровной линией в другой природный комплекс: луговое урочище – в лес, лесное – в луг»; «клин поля, луга, леса».

Определение Бабин вряд ли указывает на принадлежность луга конкретному лицу женского пола.

Слово Бабин, как и Дедов (см. Дéдов Рожóк), скорее всего, служит указанием на давнее использование объекта в качестве пастбища или сенокоса.

ДЕДОВ РОЖОК, м. Луг в окрестностях Старого Села (см. Бабин Рожок).

Дед и баба – это слова-символы, связанные с обозначением предков, предшествующего населения. См. Бабулин Бугор.

© А. Ф. Рогалев. Топонимический словарь Ветковского района Гомельской области. – Гомель: «Барк», 2004. – 196 с. ISBN 985-6763-04-5

четверг, 23 июня 2022 г.

Волна на реке Сож. Август 2014 года

Речной прибой. Сожская волна. Август 2014 года.

Автор фотоэтюда Владислав Рогалев (Гомель, Беларусь).

Буйство зелени. Гомель. Лето 2012 года

Буйство зелени. 

Автор Владислав Рогалев. 

Из фотоальбома "Времена года. Лето".

Гомель (Беларусь). Лето 2012 года.

Бумажный кораблик. Гомель. Июнь 2013 года

Фотоэтюд "После дождя". 

Из фотоальбомов Владислава Рогалева (Гомель, Беларусь).

Июнь 2013 года.

вторник, 14 июня 2022 г.

Географическое название Аврамов Бугор (Ветковский район, Гомельская область)

 


Аврамов Бугор, м. Урочище в двухстах метрах к юго-западу от деревни Новые Громыки Ветковского района (Гомельская область, Беларусь), недалеко от левого берега реки Беседь.

Здесь расположен археологический памятник – остатки поселения, относящегося к позднему мезолиту (VIIV тыс. до н. э.) и железному веку (I тыс. н. э.).

Аврамов Бугор – составное название, образованное способом атрибуции. Апеллятив бугор свидетельствует о наличии реальной возвышенности в данном месте (археологический памятник расположен на участке первой надпойменной террасы левого берега Беседи).

Определение (дифференцирующий атрибут) Аврамов образовано от личного имени Авраам, являющегося в данном случае символом древности объекта (библейское имя Авраам было именем патриарха, от которого якобы произошли люди, заселившие Палестину).

По местной информации, «раньше на этом бугре косил траву крестьянин Аврам».

© А. Ф. Рогалев. Топонимический словарь Ветковского района Гомельской области. – Гомель: «Барк», 2004. – 196 с. ISBN 985-6763-04-5

О государственной принадлежности территории Ветковского района Гомельской области (с середины XIV века)

 


Территория современного Ветковского района вошла в состав Великого княжества Литовского в середине XIV века.

В конце ХV – начале XVI веков Посожье представляло собой фактически пограничную территорию в результате отхода к Московской державе согласно договорам 1494, 1503 годов областей, частей Великого княжества Литовского.

С весны 1500 года Гомель и окрестные земли, в том числе, вероятно, и южная часть современной Ветковщины, отошли к Московии, северная же часть ветковских земель находилась в составе Великого княжества Литовского.

В 1511 году была образована Пропойская королевская волость с городами Пропойск и Чечерск (в состав волости входила северная часть современного Ветковского района).

В середине 1540-х годов Чечерское староство отделилось от Пропойского. С 1537 года, когда Гомель с окрестными землями вновь вошёл в состав Великого княжества Литовского, существовало и Гомельское староство.

Территория Ветковщины, таким образом, была как бы поделена между этими двумя староствами.

Посожье, оказавшееся в эпицентре борьбы Великого княжества Литовского и Московской державы (войны 1500–1503, 1534–1537 годов, пограничные инциденты, стычки, провокации с той и другой стороны), часто опустошалось во время боевых действий; гибло и уводилось в плен население, имущество мирных жителей разграблялось.

С 1569 года Посожье находилось в составе провинции Великого княжества Литовского, которая в свою очередь входила в состав вновь образованного федеративного государства Речь Посполитая.

На территории Посожья с конца XVI века и до середины XVII века происходили почти беспрерывные боевые действия между войсками магнатско-шляхетской Речи Посполитой и казацкими отрядами, в частности, Северина Наливайко (казацко-крестьянское восстание 15951596 годов), Б. Булгакова (1633 год), И. Ермолина (тот же 1633 год), Головацкого (1648 год), М. Небабы (1649 год), И. Золотаренко (1654 год).

На протяжении нескольких лет юго-восточные районы Беларуси, в том числе территория Ветковщины, находились под контролем казацких войск, которыми после гибели в 1655 году И. Золотаренко командовал полковник И. Нечай.

По договору 1649 года и в 16561659 годах в Посожье проходила граница между литовско-польской и казацкой территориями (ср. описание этой границы в Летописи Самовидца, изданной в Киеве в 1878 году: «…чрезъ Припеть до Бихова, чрезъ Днепръ, по надъ рекою Сожемъ, аж до уезду Смоленского подъ Рославле»).

В 1667 году Россия и Речь Посполитая заключили Андрусовское перемирие, по условиям которого Гомель остался в составе Речи Посполитой, соседние земли в нижнем и среднем Посожье также остались к западу от российской границы.

Следы казацкого периода в Посожье, а также «казакование» местных жителей на Украину (уход их на юг в годы войны) отображены не только в документах, но и в фольклоре и географических названиях (см., например, статью Казацкие Болсуны в данном словаре).

Во время казацких войн происходили переселения с территории Посожья на Брянщину, Орловщину, Смоленщину, Тульщину, Курщину. Польское правительство предпринимало меры, чтобы заселить обезлюдевший край с юго-запада Беларуси, а также беглыми из Московии. В 16481657, 16631687, 1711 годах в Посожье прибывали переселенцы с Волыни и даже из Прикарпатья [126].

В 1772 году территория Ветковщины вместе с восточной частью Беларуси была присоединена к Российской империи.

С 1773 по 1777 год территория нынешнего Ветковского района находилась в составе Рогачёвской провинции, затем – в составе Могилёвской (с 1796 по 1802 год – Белорусской) губернии, большей частью в её Гомельском (до 1852 года – Белицком), а также Рогачёвском уездах. 

С 1919 по 1924 год изучаемая территория входила в состав Гомельской губернии РСФСР, с 1926 года – в состав БССР, с 1991 года – Республики Беларусь.

© А. Ф. Рогалев. Топонимический словарь Ветковского района Гомельской области. – Гомель: «Барк», 2004. – 196 с. ISBN 985-6763-04-5 Редакция 2024 года.

О происхождении ветковских переселенцев-староверов

 


Кроме исторических свидетельств о начале Ветки и её расцвете, определённую информацию о происхождении ветковцев из тех или иных районов России даёт диалектология, в частности, изучение особенностей русских говоров в восточной части Гомельщины (разработкой данного вопроса плодотворно занималась А. Ф. Манаенкова; см. кн.: Манаенкова А. Ф. Лексика русских говоров Белоруссии. – Мн., 1973;  Манаенкова А. Ф. Словарь русских говоров Белоруссии. – Мн., 1989).

На основе изучения безударного вокализма ветковских говоров (тут господствует диссимилятивное аканье, отмечается диссимилятивное яканье суджанского типа – деревни Попсуевка, Борьба/Романово Ветковского р-на, Леонтьево Добрушского р-на; умеренное диссимилятивное яканье – деревни Марьино Добрушского р-на и Тарасовка Ветковского р-на; донское яканье – дер. Косицкая Ветковского р-на; диссимилятивное яканье жиздринского типа – дер. Новый Крупец Добрушского р-на, а также сильное яканье – дер. Жгунская Буда Добрушского р-на), посредством анализа отдельных грамматических форм, а также в результате исследования словарного состава говоров А. Ф. Манаенкова сделала вывод о том, что ветковские говоры близки русским говорам юго-западной диалектной зоны.

Исследователь предположила, что основная часть ветковских переселенцев-староверов пришла с юго-западной полосы южнорусских говоров и «прародиной» большей части ветковских раскольников, таким образом, была Курская земля.

В ветковских староверческих слободах селились и выходцы из иных районов России, в частности, из Тульской земли, с территории среднерусских говоров (Московская, Тверская области) и, возможно, даже из северных районов России.

Однако по некоторым причинам (количественный перевес носителей курского диалекта или их ведущая роль в общественно-духовной жизни ветковской «республики») именно курский диалект, по мнению А. Ф. Манаенковой, оказался наиболее жизнеспособным и определяющим в ветковских слободах.

© А. Ф. Рогалев. Топонимический словарь Ветковского района Гомельской области. – Гомель: «Барк», 2004. – 196 с. ISBN 985-6763-04-5 Редакция 2024 года.

Гомель. Фиолетовые глазки лета

Из серии "Городская природа".

Фиолетовые глазки лета.

Автор Владислав Рогалев (Гомель, Беларусь).

Гомель. Лето. Солнечные иероглифы

Необычное в обычном. 

Солнечные блики на стене дома оформились как знаки-иероглифы.

Из фотоальбомов Владислава Рогалева (Гомель, Беларусь).

Гомель. Июль 2016 года. Небесный зефир

Из фотоальбомов Владислава Рогалева (Гомель, Беларусь).

Небесный зефир.

Июль 2016 год.

Вблизи Гомеля. Полевые цветы

Летняя природа. Полевые цветы.

Из фотоальбомов Владислава Рогалева (Гомель, Беларусь).

Гомель. Фотофакты былого. 2013 год. Апельсиновая Луна

22 июля 2013 года. Луна-апельсин.

Из фотоальбомов Владислава Рогалева (Гомель, Беларусь).

Гомель. Небо над городом. Август 2016 года

Из фотоальбомов Владислава Рогалева (Гомель, Беларусь).

4 августа 2016 года. Рисунок неба.

Гомель. Фотофантазии. Вид из окна

Из фотоальбомов Владислава Рогалева. 

Вид из окна. Июль 2014 года.

Гомель (Беларусь).

пятница, 10 июня 2022 г.

Историческое распространение деканья и цеканья на белорусской территории

 


Такая яркая особенность белорусского языка, как «дзеканне» и «цеканне», распространилась на белорусской территории из радимичского ареала.

«Дзеканне» и «цеканне» с разными местными особенностями засвидетельствовано также в большинстве языков северной славянской группы: в польском, верхне- и нижнелужицком, полабском, при этом ядром данного языкового явления считается центральная лехитская территория в ареале великопольских говоров [подробно и дополнительно].

© А. Ф. Рогалев. Топонимический словарь Ветковского района Гомельской области. – Гомель: «Барк», 2004. – 181 с. ISBN 985-6763-04-5

Этноязыковая специфика Ветковского Посожья в далёком прошлом

 


Особенностью Посожья, территории Ветковского района в том числе, было то, что здесь соприкасались периферии ареалов финских, индоиранских и балтских племён.

Это означает, что на определённой территории, Ветковщине в частности, не было сплошного индоиранского, финского или балтского населения, а существовали лишь отдельные их «острова».

Эти «острова» представляли собой конкретные поселения, в которых проживали носители индоиранских, финских и балтских диалектов.

Наследием данных древних поселений и является нынешняя пестрота географических названий. Славяне, осваивавшие этот край и создававшие свои поселения, использовали порой для их названия поистине «интернациональные» термины, апеллятивы.

Этнические контакты в Посожье, как, впрочем, и в большинстве других районов Восточной Славии, осуществлялись в виде симбиоза («соседство двух и более этносов, живущих на своих родных землях и вписавшихся в ландшафты, их вмещающие, обычно осуществляется с пользой для обеих сторон»). Приход славян не изменил формы соседства.

Каждая из этноязыковых групп занимала свою экологическую нишу, поэтому жили они преимущественно мирно, поскольку были заинтересованы в результатах и продуктах хозяйствования друг друга.

© А. Ф. Рогалев. Топонимический словарь Ветковского района Гомельской области. – Гомель: «Барк», 2004. – 196 с. ISBN 985-6763-04-5

Ветковское Посожье в древности

 


Ветковское Посожье, как и вся территория бассейна Сожа, в исторической ретроспективе представляло собой арену, где соприкасались, взаимодействовали, сосуществовали разные этноязыковые группы, причём это относится не только к сравнительно недавнему времени – концу ХVII–ХVIII векам, когда рядом с исконными белорусскими деревнями появились русские староверческие слободы.

В Посожье издавна, до прихода сюда славян, жили финноязычные, ираноязычные и отдельные балтоязычные племена.

Об этом, кроме топо- и гидронимических материалов, анализируемых в данном словаре, свидетельствуют также антропологические исследования [Дяченко В. Д. Антропологическая характеристика полесского компонента славян сравнительно с другими компонентами // Полесье и этногенез славян: Предварительные материалы и тезисы конференции. – М., 1983. – С. 24–27].

© А. Ф. Рогалев. Топонимический словарь Ветковского района Гомельской области. – Гомель: «Барк», 2004. – 196 с. ISBN 985-6763-04-5

Давняя история. Радимичи в пределах Ветковского района Гомельской области

 


Радимичи в Посожье, в том числе и на территории современного Ветковского района, появились в конце VIII века. 
Согласно летописи, они пришли в эти места от «ляхов»; т. е. с запада, с территории Польши или из прилегающих к Польше земель. 
Именно так объясняют летописные сообщения многие исследователи. Мы придерживаемся несколько иной точки зрения.
Прежде всего мы считаем некорректной саму формулировку вопроса – откуда пришли радимичи? Радимичи стали радимичами в том ареале, где их застает летописец (это же относится и к другим восточнославянским субэтносам). 
Если же говорить о каком-то возможном приходе определённых этноязыковых групп, то ими являлись предки радимичей, как и кривичей, вятичей, северян и других.
В результате взаимодействия разных группировок в Посожье и «родились» радимичи. Нет ничего удивительного в том, что в своём, скажем так, генетическом коде радимичи сохранили память о предшественниках, т. е. о тех группах, которые были предками этого субэтноса (о происхождения радимичей подробнее). 
© А. Ф. Рогалев. Топонимический словарь Ветковского района Гомельской области. – Гомель: «Барк», 2004. – 181 с. ISBN 985-6763-04-5

четверг, 9 июня 2022 г.

Географическое название Дедное (Ветковский район, Гомельская область)

 


ДЕДНОЕ, с. Урочище на запад от деревни Хизы Ветковского района (Гомельская область, Беларусь), на расстоянии 1,2 км, в лесу. В урочище расположен курганный могильник, состоящий из десяти насыпей.

Дедное«место, принадлежащее дедам-предкам» (ср. Бабулин Бугор). Названия с корнем дед- имеют отношение к поселениям на местах археологических древностей и в других местностях.

© А. Ф. Рогалев. Топонимический словарь Ветковского района Гомельской области. – Гомель: «Барк», 2004. – 181 с. ISBN 985-6763-04-5

среда, 8 июня 2022 г.

вторник, 7 июня 2022 г.

Географическое название Фомкин Рог (Ветковский район, Гомельская область)

 


Фомкин Рог, м. Городище в 2,5 км к востоку от деревни Присно Ветковского района (Гомельская область, Беларусь), в урочище Борок (см. Борок). 

Городище занимает возвышенность в форме мыса, с трёх сторон окружённую поймой реки Сож и возвышающуюся над поймой на восемь метров, что позволяет понять использование слова рог в составе названия в значении «мыс»).

Определяющая часть связана с именем Фома (народно-разговорная форма – Фомка). Воображаемый носитель христианского (библейского) имени в этом и других случаях именования мест археологических древностей олицетворяет сам объект (городище) и бывших его обитателей, символизирует историю места. Ср. Аврамов Бугор.

© А. Ф. Рогалев. Топонимический словарь Ветковского района Гомельской области. – Гомель: «Барк», 2004. – 196 с. ISBN 985-6763-04-5

четверг, 2 июня 2022 г.

Гомель. Майские мошки в лучах света

Из фотоальбомов Владислава Рогалева. Майская мошкара. 

2013 год. Гомель (Беларусь).

Гомель. Июнь. Капельки утренней росы

Луг у реки Сож в Гомеле (Беларусь). Июньская роса. 

Из фотоальбомов Владислава Рогалева. Июнь 2012 года.


Писатель-натуралист Виталий Бианки отмечал: «Июнь – розан-цвет, конец пролетья, начало лета».

В народном календаре июнь – перволетье, светозар, то есть месяц, озарённый светом, месяц солнца и гроз, а ещё разноцвет, розник – время цветения, красная (червонная) пора, румянец года.

© А. Ф. Рогалев. Братья-месяцы. Июнь // Еженедельник «7 дней» (Минск, Беларусь). 2 июня 2001 года. № 22. С. 10.

Окрестности Гомеля. Раннее утро июня

Из фотоальбомов Владислава Рогалева. Июнь 2012 года. Гомель (Беларусь).


Июнь – время длинных трав и сенокосов, месяц-муравник. Издавна сигналом к сенокосу служило цветение ржи. Была и такая примета: распелись кузнечики – пора сено косить. Может быть, поэтому в древнерусском и церковнославянском (старославянском) языках июнь обозначался словом изок – «кузнечик»?..

© А. Ф. Рогалев. Братья-месяцы. Июнь // Еженедельник «7 дней» (Минск, Беларусь). 2 июня 2001 года. № 22. С. 10.

Наиболее читаемые сообщения за неделю