Дикий тур имел
тёмно-бурую и чёрную окраску, отличался от домашнего быка большей величиной,
мускулистым сложением, высотой в холке, длиной ног, быстротой и лёгкостью в
беге.
Это было стройное
животное с лёгким торсом и узкой головой с широко расходящимися длинными
рогами. Тур был бесстрашен, не сворачивал с дороги перед охотниками, быстро
приходил в ярость.
Мощь его была
такова, что он поднимал на рога коня вместе с всадником.
В древнерусское
время, особенно после утверждения христианства, в XI–XIV веках, тур стал промысловым животным и в дальнейшем оказался фактически
уничтоженным как вид.
Охотой на
тура, полной азарта, риска и опасности, но сулившей незабываемые впечатления,
увлекались и правители стольного города Турова.
До принятия
христианства охота на тура была под строгим запретом. Этот дикий бык являлся
священным животным.
Культ тура
сложился на тотемистической основе. Древние охотничьи общины, обитавшие в
окрестностях нынешнего Турова, считали свирепого быка-тура воплощением
божественного предка, душа которого приняла зооморфный образ.
Тур был
тотемом определённых групп людей, а сами
эти люди являлись потомками прародителя в облике тура.
Один рёв
животного приводил людей в ужас, ибо воспринимался как голос быковидного
божества.
Имя Тур как именование прародителя носили
жрецы и вожди. Они являлись земными представителями божества. Это же имя
давалось наиболее умелым и отважным охотникам, способным в одиночку выдержать
поединок с любым зверем.
Такие люди
нередко становились вождями. Во многих случаях жрецом, магом и вождём было одно
и то же лицо, сосредоточившее в своих руках необъятную власть.
Вокруг
вождя-мага складывалась группа приближённых – избранников божества, прошедших
специальный обряд посвящения. Эта правящая элита во главе с вождём и жрецом
Туром регулировала всю жизнь не только одной общины, но и целого ряда иных
общин, объединявшихся в племя.
Именно в таком
социально-историческом контексте можно рассматривать происхождение названия
древнего белорусского города Туров, административной единицы современного
Житковичского района Гомельской области.
В летописях и
преданиях говорится о князе Туре, от имени которого образовалось название
«Турова города». Однако образ легендарного князя Тура мог быть обобщённым, а
название города вполне могло быть не притяжательным, а относительным
прилагательным со значением «место поклонения божеству Туру».
До сих пор в
разных местностях Беларуси и особенно в Полесье сохраняются так называемые Турьи горы – былые сакральные места и одновременно положительные «места
силы». На Турьих горах нередко строились укреплённые поселения, одно из которых
по воле истории стало городом Туровом.
© А. Ф. Рогалев. Скрытый смысл географических названий, легенд и преданий (на материале Беларуси). – Гомель: Барк, 2012. – С. 123–124.