В XVII–XVIII веках жители Гомеля
соблюдали свадебный обряд, содержание и форму которого определяло прежнее
мифологическое представление радимичей и их предшественников об умирании и
возрождении (т. е. перевоплощении) молодых в качестве супругов.
В
связи с этим в самом свадебном обряде переплетались слёзы и радость, грусть и
смех. Поведение невесты во время сватания и некоторые свадебные атрибуты
соответствовали «умиранию». До просватания невеста находилась за занавескою и
плакала. Свадебное платье и саван шились из белой ткани. Большой платок,
который принято было дарить невесте в день свадьбы, в некоторых местностях
носил название гомылька, соотносимое
со словом могила.
Специальный
свадебный хлеб (пирог) имел выпуклую, округлую форму и напоминал могильный
холм. В чешском языке этот пирог так и назывался – homola, что значит «холм, могила». В индоевропейских языках
прослеживается соотнесённость значений «невеста» – «смерть» – «могила» –
«хлеб».
Невесте требовалось пройти ритуальное мытье в бане, что
соответствовало мифологической значимости воды и омовения в целом,
знаменовавшего перевоплощение.
Баня
как место омовения как бы балансировала на грани между этим и тем
(потусторонним) миром. Расплетение косы перед баней, а затем покрытие платком
(гомылькой) как раз и означали ритуальное «умирание» одной сущности и
«рождение» новой.
© А. Ф. Рогалев. От Гомиюка до Гомеля. Городская старина в фактах, именах, лица. – Гомель: Барк, 2006. – С. 34.