Поиск по этому блогу

пятница, 6 сентября 2024 г.

Мирские имена жителей Гомеля в XII–XVI веках

В период, последовавший после принятия христианства, в восточнославянской этноязыковой среде сосуществовали две системы именований людей – христианская и прежняя, языческая. И такое состояние продолжалось долго – вплоть до конца XVII века, а то и дольше.

В ономастической науке давно ведутся споры о том, какой статус имели нехристианские имена, функционировавшие наряду с христианскими. Высказаны три основные версии.

1. Языческие имена перешли в разряд прозвищ, то есть неофициальных именований (такого мнения придерживались, в частности, известные исследователи восточнославянской системы личных имён и прозвищ В. К. Чичагов и А. Н. Мирославская).

2. Некалендарные именования людей до конца XVII века могли подобно каноническим христианским именам употребляться как личные имена, то есть были вполне полноправными компонентами антропонимикона и даже имели официальный статус (мнение Н. М. Тупикова).

3. Исследователь С. И. Зинин высказывал компромиссную версию: статус официальных для дохристианских имён долго сохранялся в периферийных районах Восточной Славии, но не в её центральных городах.

На наш взгляд, верными являются все три версии учёных. Нехристианские имена (мы будем называть их мирскими именами) на протяжении нескольких веков после принятия и утверждения христианства на Руси частично могли иметь статус основных личных имён.

Мирские имена использовались наряду с христианскими именами, что обусловливало такое антропонимическое состояние как культурно-историческая двуимённость, но в тех или иных случаях преобладали лишь в домашней обстановке, в межличностном общении, являясь по сути прозвищами.

В периферийных городах и тем более в окружавших такие города деревнях и сёлах мирские имена не уступали свой статус христианским именам и являлись полноправными идентификационными знаками людей даже в XVIXVII веках. 

Такой вывод позволяет нам делать антропонимический материал Гомеля, датируемый XIIXVI веками, который мы постепенно собирали или реконструировали на протяжении почти тридцати лет, используя ассоциативный метод в поисковых исследованиях, то есть сопоставляли свои данные с аналогичными материалами из других городов бывшей Древней Руси. Нижеследующие заметки являются изложением результатов наших разысканий в области исторической антропонимии.

Читать текст

Из книги © А. Ф. Рогалев. Неизвестный Гомель. – Гомель: Велагор, 2023. – 220 с.