Поиск по этому блогу

четверг, 22 июля 2021 г.

Мифологический образ плетения воды на примере гидронима Сетин

Во многих эзотерических и мистических учениях вода рассматривается как символ Астрала, или астрального плана бытия, следующего по плотности за физическим миром, а также астрального тела человека, с которым связаны все человеческие эмоции, желания и страсти. Выражаясь аллегорически, человек опутан сетями своих эмоций и желаний. Отсюда – и образ воды как сетей, и название озера Сетин. 

Водоёмы с таким названием встречаются в разных местностях, в частности, в Гомельском районе, возле агрогородка Поколюбичи.

Кроме того, следует учитывать, что вода, с одной стороны, символизирует исходное состояние, принцип порождения, источник жизни, а с другой стороны – границу между жизнью и смертью и даже финал, конец мира посредством потопа.

Согласно мифопоэтическим представлениям, души умерших переправляются в загробный мир водным путём (например, через реку).

В индоевропейской языческой традиции смерть, однако, считалась переходом в новое состояние, в новую жизнь, обновлением.

Обретение новой жизни, обновление мыслилось также как движение по водному пути.

В связи с этим попадание в плетущуюся водную стихию, в частности, в озеро Сетин, может означать следующее:

1) попытку преодолеть Астрал и, соответственно, превозмочь сети желаний и страстей, духовно возвыситься, выйти из лабиринта земных жизней к Свету;

2) полное подчинение астральному началу, смерть, перевоплощение и новое странствование в поисках самого себя. Таковы два пути человека.

Сетин = сети = вода-сети = астральный план = желания, эмоции, страсти = сеть как хитросплетения жизни: распутать сеть = внести ясность в жизненную программу = уяснить свою миссию и цель жизни.

К сожалению, очень немногим удаётся преодолеть астральные «сети» и выбраться из жизненной «тины», поэтому в индоевропейских языках значения «вязать», «связывать», «заплетать» («запутываться в сетях»?) соотносятся со значением «жертва». При этом жертвами выступают не только конкретные люди, но и целые народы, вся человеческая цивилизация.

По материалам книги © А. Ф. Рогалев. Скрытый смысл географических названий, легенд и преданий (на материале Беларуси). – Гомель: Барк, 2012. – 208 с. (с. 175–176).