При переходе от охоты к скотоводству и земледелию (в окрестностях Гомеля этот переход произошел в конце III–II тысячелетии до новой эры) изменилась сущность мыслимого предка (прародителя).
Скотоводство развивалось из охоты, из отлова и
выращивания дикого молодняка, поэтому и хозяин леса, повелитель зверей
становился покровителем домашнего скота, «скотьим богом» Велесом.
В дальнейшем функции
языческого бога Велеса (Волоса) были восприняты, с одной стороны, Святым
Власием (по созвучию именований Велес, Волос – Власий), а с другой стороны,
Святым Николаем (Николой, Миколой).
Издревле к Святому
Николе в Беларуси относились как к Богу, во имя его воздвигали храмы и
рассказывали о нём много чудесного. В частности, его иногда наделяли признаками
демонического существа, живущего в лесу (!) и являющегося хранителем домашнего
скота.
Место, где когда-то
находилось языческое капище, а в христианское время был воздвигнут
перестраивавшийся с течением времени Николаевский православный храм,
безусловно, с древнейшей поры было и, возможно, до сих пор остаётся «местом силы».
Особая энергетика этого места может только неосознанно угадываться и ощущаться.
Находиться здесь полезно.
© А. Ф. Рогалев. Скрытый смысл географических названий, легенд и преданий (на материале Беларуси). – Гомель: Барк, 2012. – 208 с.