Урочище Шведская
Горка (вариант – Шведская Гора) находится
на правом берегу реки Сож возле бывшей деревни Любны (с 1934 года – в составе
Гомеля). Здесь обнаружены остатки городища, датируемого VI–III столетиями до
новой эры и относящегося к милоградской культуре. В настоящее время в бывшем
урочище растёт новый жилой микрорайон.
Как археологический памятник Шведская Горка – одно из поздних дославянских
поселений в черте большого Гомеля.
Микротопоним Шведская Горка можно смело датировать XIX веком. По крайней мере,
ранее конца XVIII века он вряд ли мог возникнуть.
До этого данное место называлось как-нибудь
иначе, но предшествующее название урочища и городища, не говоря уже о
первоначальном его наименовании, неизвестно.
Как же следует объяснять существующее
обозначение? Конечно же, в связи с военной тематикой.
В белорусском фольклоре, топонимии и
микротопонимии тема войны с французами и шведами представлена очень
широко.
Например, в окрестностях разных белорусских
деревень фиксируются микротопонимы Французская
дарога, Французская грэбля, Шведская сенажаць, Шведава балота, Шведскi брод и т. п.
Эти названия мотивируются, безусловно,
событиями двух войн – русско-шведской войны начала XVIII века и Отечественной
войны 1812 года, непосредственно затронувших территорию Беларуси.
Исследователь истории Гомеля Л. А.
Виноградов писал о том, что князь Меньшиков проходил через Гомель после победы
над генералом Левенгауптом и что шведы пытались переправиться через Сож в пяти
верстах от Гомеля возле Старого Села (ныне – населённый пункт Ветковского
района Гомельской области).
В так называемой «Могилёвской хронике» Т.
Сурты и Ю. Трубницкого сообщается о нахождении в Гомеле в мае 1706 года
Александра Даниловича Меньшикова «с
войском московским». Как видим, русско-шведская война, пусть
косвенно, но затронула Гомель.
Самое главное, однако, не это, а то, что
события давних войн в коллективной памяти народа неизбежно мифологизируются.
Одновременно появляется то или иное предание.
Обстоятельствами, сопутствующими
возникновению предания, являются, в частности, необъяснимое с реальной точки
зрения название того или иного объекта, ассоциируемое с войной и сражениями,
как, например, Батарейная улица (это
отдельная тема в истории Гомеля, и здесь мы её не затрагиваем) или устойчивое
понимание самого объекта как военного в связи с неоднократными находками на нём
или возле него соответствующих предметов, например, остатков древнего оружия,
каменных скребков и топоров, железных
наконечников стрел и копий, рукояток мечей и лезвий ножей, вообще любых
изделий из железа.
Свидетельствами какой-то давней войны могут
считаться следы древних укреплений – насыпей, валов, рвов возле городищ, а
также курганные могильники.
Отсюда становится понятным и появление
таких белорусских микротопонимов, как Шведская
Гара, Шведскi Вал, Шведскi Акоп, соотносимых с городищами,
или Шведскiя магiлы, Шведскiя капцы, являющихся названиями
древних погребальных памятников.
Укажем и выражение «за дзядамi-шведамi», означающее «очень давно», которое
отобразилось в белорусском фольклоре.
По всей видимости, в каждую эпоху
существует определённая мотивационная база для объяснения древних рукотворных
объектов и для соответствующей их номинации с помощью тех или иных
этнонимических основ.
Вот и Шведская Горка до XIX века, безусловно, носила иное название, которое было связано с
иными событиями, ещё более давними для нашего времени, чем русско-шведская
война 1700–1721 годов, известная ещё под названием Северная война.
©
А. Ф. Рогалев. Гомель: страницы древней
истории, формирование улиц, местные тайны и загадки. – Гомель: Барк,
2014. – 248 с. Публикуемый
фрагмент – С. 38–39.