Знаете ли вы, какой
Марье принадлежала та возвышенность, которая дала название городу Марьина Горка
Минской области?
Почему места древних
укреплённых поселений (городищ) на территории Беларуси в одних случаях носят
названия Золотая Гора, Божий Бор, Божья Хвала, а в других – Чёртова
Гора, Чёртов Городец или Бесова Гора?
От чего зависит
«характер» рек, обусловливающий названия типа Добрица, Добрынь или Лютка, Лютая?
Только ли из-за
состава воды, особенностей почвы, специфики дна водоёмов и произрастающей
вокруг них растительности некоторые озёра называются Белыми, а другие – Чёрными?
Чем Турьи горы отличаются
от Волчьих гор, а Бусловы горы – от Орловых гор? Почему одна возвышенность
носит название Красная Гора, а другая – Лысая Гора?
Чтобы ответить на эти
и подобные им вопросы, одного лингвистического подхода к географическим
названиям мало. Не всегда помогают найти исчерпывающие ответы исторические, культурологические
изыскания и даже экскурсы в мифологию. В нашей стране, как и в любой другой
части света, есть особые географические названия, содержательная сторона
которых намного глубже исходной семантики обычных топонимов, анализируемых с
помощью традиционных лингво-исторических методов. К таким названиям вполне
применимо определение эзотерические (от
древнегреческого слова ἐσωτερικός
– «внутренний, направленный внутрь»).
Слово
эзотерика в сознании большинства
людей ассоциируется с какой-то загадкой или тайной. К числу эзотерических топонимов
мы относим, во-первых, названия, имеющие подтекст, обнаружение и прочтение
которого уводит исследователя в глубины человеческой истории или вообще в запредельные
дали; а во-вторых, топонимы, прямо и непосредственно сигнализирующие о тайне
самих мест или конкретных географических объектов, с которыми такие названия
связаны.
Особенностью
топонимов с эзотерическим подтекстом является их тесная связь с преданиями,
легендами и поверьями, само существование которых также значимо. Обычно
предания и легенды рассматриваются как сказки, мифы или как образцы народной
фантазии. Однако главное как раз и состоит в том, что земные и неземные тайны заключены
в символах, формой которых могут быть образы сказок, архетипы легенд и языковые
знаки, в том числе географические названия. Символы открыты всем, не спрятаны
ни от кого, но понятны не каждому. Природа же человеческой фантазии – это ещё
одна непознанная в полной мере тайна.
В деревне Косеничи
Крупского района Минской области бытует легенда о двух влюблённых – парне и
девушке из враждующих между собой княжеских семейств. Подобный сюжет, известный
и в других местностях и странах, положен в основу знаменитой трагедии Уильяма
Шекспира «Ромео и Джульетта». Но развязка сюжета косеничской легенды
оригинальна: погибая, влюблённые превращаются в лебедей и улетают.
Откуда идут
представления о связи души с птицей? Почему птицы являются значимыми элементами
всех мифопоэтических традиций и различных религиозно-мифологических систем,
выступая в роли божеств, тотемных предков, демиургов (создателей мира, подчинённых
верховному Божеству творцов), передатчиков откровений, героев и превращённых в
птиц людей?
Наши предки совсем не
случайно носили личные имена, соотносимые с названиями разных птиц: Сокол, Орёл, Ворон, Коршун, Синица, Воробей, Журавль, Скворец, Дятел и прочие.
Понимание символики
птиц и животных, иных первообразов легенд и преданий, скрытого смысла
эзотерической топонимии, во многом основанной на метафизическом осмыслении
бытия, требует расширения представлений об окружающем нас мире.
В начальных разделах
данной книги мы предлагаем читателям если не избавиться полностью, то хотя бы
временно отказаться от стереотипного восприятия окружающих реалий. Взгляд на
мир в аспекте эзотерической доктрины позволит уяснить скрытый смысл
анализируемых нами легенд и преданий, углубиться в сущность «языка Земли», как образно
называют топонимы, и понять загадки и тайны тех мест, с которыми все мы связаны
от рождения.
Данная книга
приглашает к ментальному (мыслимому) путешествию во времени и пространстве, к
встрече с непознанным, таинственным и загадочным, которое нет необходимости искать
где-то за тридевять земель. Всё это рядом, а ключом к нему являются географические
названия и связанные с ними легенды и предания.
Если в результате
внимательного и вдумчивого прочтения этой книги ваше сознание – мыслящее «Я»
каждого человека – выйдет на новые горизонты, вы убедитесь, что тридевятое
царство, с которым традиционно связываются все запредельные дали, совсем не
выдумка, а такая же реальность, как и всё то, с чем вы сталкиваетесь ежедневно
в том месте, где живёте.
© А. Ф. Рогалев. Скрытый смысл географических названий, легенд и преданий (на материале Беларуси). – Гомель: Барк, 2012. – 208 с.