В «местах силы» росли
и заповедные леса, в частности, сакральные дубравы. Деревья там, особенно дубы,
обычно были очень мощными, имели чрезвычайно толстые стволы и гигантские корневища,
выступавшие из земли, и жили многие сотни лет.
Священные дубы могли расти,
например, на территории современной деревни Страдубка Лоевского района
Гомельской области. В названии деревни очевидно исходное словосочетание Старый Дуб. В соседней со Страдубкой деревне Чаплин исследованы городище,
селище, курганный и бескурганный могильники, датируемые периодом от VII–VI
веков до новой эры до XIII века новой эры.
Давними культовыми
местами могли быть урочище Дуб около бывшей деревни Колки Столинского района Брестской
области и возвышенность Дубовая Гора, находящаяся возле деревни Опечки
Столбцовского района Минской области.
Вблизи посёлка
Слобода Лельчицкого района Гомельской области растёт культовое дерево, имеющее
индивидуальное название Царь-дуб.
Пять человек, взявшись за руки, с трудом могут обхватить ствол этого древнего
великана. В дубовом лесу у деревни Малые Автюки Калинковичского района
Гомельской области есть не только Царь-дуб, но и Царица-дуб – два очень древних
и мощных дуба, которым поклонялись несколько поколений автюковцев.
Древний сакральный
дуб рос на культовом месте под названием Андриянова
Гора в окрестностях деревни Кошелёв Буда-Кошелёвского района Гомельской
области. Зачем-то его спилили. Остался огромный пень – на нём можно танцевать.
© А. Ф. Рогалев. Скрытый смысл географических названий, легенд и преданий (на материале Беларуси). – Гомель: Барк, 2012. – 208 с.