Мотивы
греха или наказания за какие-то проступки в легендарных сюжетах о конкретных озёрах,
носящих название Святое (Святское), не позволяют считать
соответствующие водные объекты благодатными «местами силы», в отличие от Святых
озёр и Святых криниц, с которыми предания о провалившихся храмах и городах не
связаны.
Почему
озёра, возникшие на месте селений грешных людей и осквернённых храмов, называются,
тем не менее, Святыми?
Святость
бывает разных уровней, но в любом случае она является просветлением, то есть
накоплением тонких энергий в духовной оболочке человека.
Просветление
одновременно есть очищение, избавление от грехов, которые представляют собой
энергии низкого диапазона, не способствующие прогрессу души.
Очищение
достигается разными способами, в том числе и через страдания, которые трактуются
в религиях и различных эзотерических теориях как необходимый и важный элемент в
воспитании души, как ступень на пути к Свету, Богу и как средство отработки кармы.
Гибель
людей в проваливавшихся под землю и погружавшихся в водную пучину селениях, безусловно,
была страданием, приводившем в итоге к очищению и просветлению душ. Вода возникавших
озёр смывала все грехи, поэтому соответствующие водные объекты и получали
эзотерическое в своей основе название Святое
озеро. Впрочем, возможно и другое объяснение.
© А. Ф. Рогалев. Скрытый смысл географических названий, легенд и преданий (на материале Беларуси). – Гомель: Барк, 2012. – 208 с.