воскресенье, 27 апреля 2014 г.

МАЯКОВСКИЙ В ГОМЕЛЕ



Маяковский в Гомеле (по материалам публикации А. Стукало, члена Союза журналистов СССР в газете «Гомельская праўда», № 19 за 29 января 1991 года, с. 4).




В фондах Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина хранятся газеты, с помощью которых удалось установить точную дату выступления Владимира Владимировича Маяковского в Гомеле.

Сюда поэт приехал в феврале 1925 года из Минска. Еженедельник «Трибуна искусства» писал о минской встрече с Маяковским так: «Состоялся всего один вечер. Подобный на все вечера Маяковского. Переполненный зал. Аншлаг. Успех. Дождь записок… Было сосредоточенно тихо, когда поэт читал свой героический Левый марш”, и шумно, весело, когда он сверкает своими бытовыми юморесками…»

Как же встречали и принимали В. В. Маяковского в Гомеле?

Газета «Полесская правда», орган Гомельского губернского комитета Российской коммунистической партии, губернского исполнительного комитета и губернского профессионального совета в номере от 27 января 1925 года загодя информировала своих читателей: «2 февраля в театре имени Калинина состоится выступление поэта Владимира Маяковского.

Программа (её содержание подаётся так, как обозначено в оригинале, – автор).

1) Вступительное слово «Что должен знать каждый?».

2) Отрывки из поэмы: а) 150 000 000; б) памятник рабочего клуба.

3) Маяковский – смеётся, Маяковский улыбается, Маяковский издевается.

4) Новые поэмы: разговор с А. С. Пушкиным на разные темы. Париж. Будущая война.

5) Тамара и демон. Севастополь. Ялта и другие. Стихи: “Солнце в гостях у Маяковского” и другие».

Объявление о приезде поэта ещё несколько раз появлялось на страницах газеты.

Характерно, что за несколько дней до приезда Маяковского в «Полесской правде» было напечатано его стихотворение “22 января 1924 года”.

Давайте представим атмосферу поэтического вечера, который состоялся 2 февраля 1925 года в Гомеле. Маяковский… Его могучий, напористый бас, кипение страстей, аплодисменты и стихи в замирающем от волнения зале.

В программу каждого выступления Маяковского включались «ответы на записки». На афишах эта часть вечера значилась как продолжение доклада и чтения стихов.

Большинство записок свидетельствовало о том, как высоко ценили слушатели авторитетное мнение, широкий кругозор поэта, его творчество.

Но среди множества записок попадались и въедливо-хулиганские, обидные. Маяковский всегда был готов на них ответить. Его ответы были остроумными, достигали особой полемической остроты и неизменно поддерживались слушателями.

Поэт в одном из своих стихотворений писал:

«Аудитория

              сыплет

              вопросы колючие,

              старается озадачить

              в записочном рвении».

Организатор выступлений поэта по городам страны в последующие годы (1926–1930) Павел Ильич Лавут приводит в книге «Маяковский едет по Союзу» (М.: Советская Россия, 1963; второе издание – 1969 год, третье издание – 1978 год) несколько вопросов, которые поступили на одном из вечеров поэта в Тбилиси:

«Являетесь ли Вы членом ВКП(б)?»

Ответ.

- Я приобрёл массу привычек, несовместимых с организованной работой. Но от партии себя не отделяю и считаю себя обязанным исполнять все постановления большевистской партии, хотя и не ношу в кармане партийного билета».

«Товарищ Маяковский, кто будет читать ваши стихотворения после вашей смерти?»

Маяковский зло и резко ответил:

- У вас нет родственников в Гомеле? Узнаю по почерку. Там также такой умник нашёлся».

Тот же П. И. Лавут свидетельствует, что в каждом городе находились «сорняки», которые использовали «булавочные уколы».

Такие уколы не могли препятствовать успешному выступлению поэта.

В «Полесской правде» от 15 февраля 1925 года большую часть одной из страниц заняла рецензия «Силуэты современных писателей. Владимир Маяковский». Была помещена фотография поэта, что не совсем обычно, поскольку в те годы в газетах иллюстрации появлялись очень редко.

Автор рецензии рассказывал о раннем творчестве В. В. Маяковского, анализировал поэму «Облако в штанах», другие произведения.

- “Облако в штанах”, – подчёркивал рецензент, – большое достижение не только в поэтическом, но и в идеологическом багаже Маяковского. Написанное в 1914 году, в разгар военного патриотизма, охватившего русскую литературу, оно изобилует явно антимилитаристскими мотивами».

Автор рецензии писал, что Маяковский «начал с протеста против буржуазных прелестей, против “крепкозадого” буржуазно-немецкого быта». Он «раньше других  выпятил социальные мотивы города», и, наконец, «революция оформила бунтарские мотивы Маяковского, придала им смысл».

Хотя некоторые замечания критика носили субъективный характер, в целом в статье давалась правильная оценка творчества Маяковского.

В конце статьи автор отмечал: «Насколько можно представить из декламаций самого Маяковского, его «Лениниана» является значительным шагом по намеченному пути, по крайней мере, в той части, в какой мы её слышали».

Рецензент подчёркивал естественный пафос революции в произведениях поэта, большой подъём и размах его творчества. «Здесь впервые у Маяковского выступают люди, овеянные могуществом и печалью коллектива, который проводит в последний путь своего вождя. Здесь уже не схема коллектива, а коллектив – в своём могуществе, в дни, которые не забудет мир».

Ещё через месяц эта же газета так написала о поэме «Владимир Ильич Ленин», отрывки из которой поэт читал на своём вечере в Гомеле: «Новое произведение Маяковского – широкое полотно, на котором изображён Ильич с первых моментов возникновения рабочего движения в России и до наших дней, до нового ленинского набора. Ярко представлены узловые моменты революции, роль Ленина в них…».

Без сомнения, гомельскими слушателями поэма о Ленине была принята с восторгом. В автобиографии В. В. Маяковский писал, что реакция рабочей аудитории радовала и укрепляла его уверенность в необходимости поэмы.

Выступление Владимира Владимировича Маяковского в Гомеле 2 февраля 1925 года  помогло и местным литераторам, всем любителям поэзии ощутить «всю звонкую силу поэта».

Комментариев нет:

Отправить комментарий