Поиск по этому блогу

воскресенье, 30 мая 2021 г.

Атрибутика и мотивы свадебного обряда в Гомеле в позднее древнерусское время

 


В XIII–XIV веках жители Гомеля соблюдали свадебный обряд, содержание и форму которого определяло прежнее мифологическое представление радимичей и их предшественников об умирании и возрождении (т. е. перевоплощении) молодых в качестве супругов.

В связи с этим в самом свадебном обряде переплетались слёзы и радость, грусть и смех. Поведение невесты во время сватания и некоторые свадебные атрибуты соответствовали «умиранию». До просватания невеста находилась за занавескою и плакала. Свадебное платье и саван шились из белой ткани. Большой платок, который принято было дарить невесте в день свадьбы, в некоторых местностях носил название гомылька, соотносимое со словом могила.

Специальный свадебный хлеб (пирог) имел выпуклую, округлую форму и напоминал могильный холм. В чешском языке этот пирог так и назывался – homola, что значит «холм, могила». В индоевропейских языках прослеживается соотнесённость значений «невеста» – «смерть» – «могила» – «хлеб».

Невесте требовалось пройти ритуальное мытье в бане, что соответствовало мифологической значимости воды и омовения в целом, знаменовавшего перевоплощение.

Баня как место омовения как бы балансировала на грани между этим и тем (потусторонним) миром. Расплетение косы перед баней, а затем покрытие платком (гомылькой) как раз и означали ритуальное «умирание» одной сущности и «рождение» новой.

© А. Ф. Рогалев. От Гомиюка до Гомеля. Городская старина в фактах, именах, лица. – Гомель: Барк, 2006. – С. 34. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.