Поиск по этому блогу

понедельник, 12 сентября 2022 г.

Турьи горы и «Туров город»

 

Дикий тур имел тёмно-бурую и чёрную окраску, отличался от домашнего быка большей величиной, мускулистым сложением, высотой в холке, длиной ног, быстротой и лёгкостью в беге.

Это было стройное животное с лёгким торсом и узкой головой с широко расходящимися длинными рогами. Тур был бесстрашен, не сворачивал с дороги перед охотниками, быстро приходил в ярость.

Мощь его была такова, что он поднимал на рога коня вместе с всадником.

В древнерусское время, особенно после утверждения христианства, в XI–XIV веках, тур стал промысловым животным и в дальнейшем оказался фактически уничтоженным как вид.

Охотой на тура, полной азарта, риска и опасности, но сулившей незабываемые впечатления, увлекались и правители стольного города Турова.

До принятия христианства охота на тура была под строгим запретом. Этот дикий бык являлся священным животным.

Культ тура сложился на тотемистической основе. Древние охотничьи общины, обитавшие в окрестностях нынешнего Турова, считали свирепого быка-тура воплощением божественного предка, душа которого приняла зооморфный образ.

Тур был тотемом  определённых групп людей, а сами эти люди являлись потомками прародителя в облике тура.

Один рёв животного приводил людей в ужас, ибо воспринимался как голос быковидного божества.

Имя Тур как именование прародителя носили жрецы и вожди. Они являлись земными представителями божества. Это же имя давалось наиболее умелым и отважным охотникам, способным в одиночку выдержать поединок с любым зверем.

Такие люди нередко становились вождями. Во многих случаях жрецом, магом и вождём было одно и то же лицо, сосредоточившее в своих руках необъятную власть.

Вокруг вождя-мага складывалась группа приближённых – избранников божества, прошедших специальный обряд посвящения. Эта правящая элита во главе с вождём и жрецом Туром регулировала всю жизнь не только одной общины, но и целого ряда иных общин, объединявшихся в племя.

Именно в таком социально-историческом контексте можно рассматривать происхождение названия древнего белорусского города Туров, административной единицы современного Житковичского района Гомельской области.

В летописях и преданиях говорится о князе Туре, от имени которого образовалось название «Турова города». Однако образ легендарного князя Тура мог быть обобщённым, а название города вполне могло быть не притяжательным, а относительным прилагательным со значением «место поклонения божеству Туру».

До сих пор в разных местностях Беларуси и особенно в Полесье сохраняются так называемые Турьи горы – былые сакральные места и одновременно положительные «места силы». На Турьих горах нередко строились укреплённые поселения, одно из которых по воле истории стало городом Туровом.

Источник и авторство: © А. Ф. Рогалев. Скрытый смысл географических названий, легенд и преданий (на материале Беларуси). – Гомель: Барк, 2012. – С. 123–124.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.