Поиск по этому блогу

суббота, 3 декабря 2022 г.

Окрестности древнего Гомеля. От хозяина леса и скотьего бога Велеса к святым Власию и Николаю

 

При переходе от охоты к скотоводству и земледелию (в окрестностях Гомеля этот переход произошел в конце III–II тысячелетии до новой эры) изменилась сущность мыслимого предка (прародителя). 

Скотоводство развивалось из охоты, из отлова и выращивания дикого молодняка, поэтому и хозяин леса, повелитель зверей становился покровителем домашнего скота, «скотьим богом» Велесом.

В дальнейшем функции языческого бога Велеса (Волоса) были восприняты, с одной стороны, Святым Власием (по созвучию именований Велес, Волос – Власий), а с другой стороны, Святым Николаем (Николой, Миколой).

Издревле к Святому Николе в Беларуси относились как к Богу, во имя его воздвигали храмы и рассказывали о нём много чудесного. В частности, его иногда наделяли признаками демонического существа, живущего в лесу (!) и являющегося хранителем домашнего скота.

Место, где когда-то находилось языческое капище, а в христианское время был воздвигнут перестраивавшийся с течением времени Николаевский православный храм, безусловно, с древнейшей поры было и, возможно, до сих пор остаётся «местом силы». Особая энергетика этого места может только неосознанно угадываться и ощущаться. Находиться здесь полезно.

© А. Ф. Рогалев. Скрытый смысл географических названий, легенд и преданий (на материале Беларуси). – Гомель: Барк, 2012. – 208 с.


Владислав Рогалев. Безмолвие зимнего леса

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.