Богиня мира |
Богиня мира над могилой графа Н. П. Румянцева в Петропавловском соборе Гомеля ранее. |
Вот что рассказала областной газете "Гомельская праўда" кандидат искусствоведения, заведующая художественным залом музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля Татьяна Литвинова.
"Два века тому назад резцом
умелого ваятеля, знаменитого итальянского художника эпохи классицизма Антонио
Кановы была освобождена от каменного плена прекрасная статуя, явившаяся на свет
в образе беломраморной богини Мира.
Примерно через два десятилетия она была
повторена в бронзе одним из учеников Кановы русским скульптором Василием
Ивановичем Демут-Малиновским и прибыла в Гомель.
Сегодня эта бронзовая
скульптура, один из ценнейших раритетов музея Гомельского дворцово-паркового
ансамбля, может поведать весьма интересную историю, которая предшествовала её
появлению в музейной экспозиции Дворца Румянцевых и Паскевичей.
Изначальная
идея создания скульптурного изваяния, которое бы воплощало аллегорию Мира (но
не Победы, что было распространено в тот период времени), принадлежит графу
Николаю Петровичу Румянцеву. Он заказал произведение в 1808 году Антонио Канове
— всемирно известному скульптору, чьи творения по сей день считаются высочайшим
достижением художественного творчества Европы конца XVIII — начала XIX века.
Кстати сказать, оно стало единственной скульптурой великого мастера,
специально выполненной для России.
Сначала Канова приступил к работе над
эскизами, которые должны были утверждаться графом, и отнёсся к заказу с большой
серьёзностью и уважением. В одном из своих писем скульптор подчёркивал, что
задумал изваять богиню Мира, с которой сможет соперничать только статуя Венеры
во Флоренции. Ему была предоставлена свобода самому развить идею образа, олицетворяющего
мир.
Главным желанием графа Николая Петровича Румянцева было увековечить память о дипломатической
деятельности представителей трёх поколений Румянцевых, следовавших девизу
своего родового герба “Не только оружием”. Поэтому фигуру должны были
сопровождать надписи с обозначением трёх мирных договоров — Абоского в 1743-м,
Кючук-Кайнарджийского в 1774-м и Фридрихсгамского в 1809 году.
Скульптор Канова сделал
ряд гипсовых моделей с детальной проработкой композиции и светотеневых нюансов,
а также заказал гравюры с её изображением, которые были направлены графу для
ознакомления.
Окончательно мраморная скульптура из огромного белого монолита
была высечена в августе 1814 года. Через три года богиня Мира была доставлена
из Рима в Петербург в румянцевский особняк на Английской набережной.
Многие
петербуржцы и гости города приходили по несколько раз, чтобы полюбоваться
творением великого Кановы.
В журнале “Сын Отечества” поэт и искусствовед
Николай Гнедич делился своими впечатлениями: “Я видел статую несколько раз, но
всё ещё мало, чтобы смотреть на неё с хладнокровием…”
Журнал “Отечественные
записки” писал: “Богиня, попирая змею ногою, в правой руке, которую она легко
отклоняет на колонну, держит оливковую ветвь, а левой — жезл и древний скипетр
— принадлежность богов Олимпийских. На колонне изображены годы мира. Фигура
статуи вышиною в 2 аршина и 8 вершков. Она сделана вся из одного куска
превосходного мрамора”.
*********
Граф Н. П. Румянцева был похоронен в январе 1826 года в Петропавловском
соборе Гомеля. Младший брат и преемник Николая Петровича, граф Сергей Петрович, позаботился о памятном надгробии
над могилой. Он заказал знаменитому русскому скульптору Демут-Малиновскому
бронзовую копию статуи богини Мира, которых было изготовлено, очевидно, две.
Вторая предназначалась для памятника в честь посещения Екатериной II
имения Троицкого-Кайнарджи, ещё одной вотчины Румянцевых в Подмосковье. Сегодня этот
памятник входит в состав фондов Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева
и хранится на территории Донского монастыря в Москве.
Отливы в
патинированной бронзе выполнила мастерская В. П. Екимова, известная такими
литейными работами, как монумент Минину и Пожарскому в Москве, статуи
Петергофского и Павловского парков.
Кроме скульптурной копии богини Мира, для
надгробного памятника Николаю Румянцеву в Гомеле был также отлит его бюст, возможно,
принадлежащий авторству Демут-Малиновского.
Они составили основное
убранство места погребения Николая Петровича в гомельском соборе, которое при
этом, как указывают очевидцы в книгах о нашем городе начала XX века, было
оформлено достаточно скромно: “За простой решеткой над его могилой... пьедестал
из чёрного мрамора и на нём бюст Румянцева… Подле постамента бронзовое изваяние
- богиня мира с масличной ветвью и жезлом в руках, попирающая змею - злобу
врагов… На постаменте надпись: “Воздал Божия Богови, Кесарева Кесареви,
Отечеству любовию и жертвами”.
После закрытия при советской власти Петропавловского собора
статуя и бюст находились в гомельском музее. В начале Великой Отечественной
войны вместе с другими музейными предметами их эвакуировали в Сталинградскую
область.
При этом крупногабаритную богиню увозили с последним вагоном,
уходившим из Гомеля. Участие в её спасении принял Серафим Михайлович Лебедев,
бывший в тот период председателем Гомельского городского Совета депутатов. С
помощью комсомольцев-энтузиастов ему удалось доставить 500-килограммовую
скульптуру на перрон вокзала, погрузить в вагон поезда и отправить в тыл.
Эшелоны, уходившие на восток, подвергались фашистским бомбежкам, и богиня не
была доставлена по назначению, её следы затерялись. И только в 1968 году
благодаря публикации в газете “Коммуна” гомельские музейщики узнали, что скульптура,
найденная жителями Воронежа на железнодорожной станции в груде обломков после
освобождения города в 1943-м, попала в Воронежский музей изобразительных
искусств.
По решению Министерства культуры СССР статуя была возвращена в
Гомель. Искалеченная, потерявшая часть левой руки с жезлом, оливковую ветвь и
фрагменты змеи, она экспонируется сегодня в Румянцевском зале гомельского
дворца, печально олицетворяя собой ещё и символ мира, который пострадал от
войны.
Какова же дальнейшая судьба оставшейся в Петербурге беломраморной
богини? Первоначально с уходом из жизни Николая Петровича Румянцева она выставлялась
вместе с другими культурными ценностями в музее, основанном по его завещанию в
собственном петербургском особняке на Английской набережной.
В 1861 году
румянцевское собрание было перемещено в Москву и разместилось в Пашковом доме
рядом с Кремлём на берегу Москвы-реки.
Образованный таким образом Румянцевский
музей в 1913 году получил титул Императорского и стал главным музеем Москвы. В
1927-м его расформировали, и в здании разместилась Российская государственная
библиотека.
Статую же богини Мира по непонятным причинам в 1953 году передали в
Киевский музей западного и восточного искусства, в вестибюле которого она
находится и сейчас".