среда, 20 апреля 2016 г.

Переселение старообрядцев в Гомель и его окрестности. 18 век.

Нательный старообрядческий крест
Ещё в начале XVIII века при Петре I и его преемниках в Гомельскую волость через рубеж стали переходить русские – калу­жане, орловцы и тверяне, искавшие свободного отправления богослужения по старопечатным книгам и привлечённые в здешний край молвой о непроходимости лесов, об отсутствии двойных налогов, рекрут­чины и паспортов и о полной готовности панов уступать им землю.
Всё это было верно. Движимые своекорыстными и отчасти поли­тическими соображениями, гомельские старосты Василий Красинский, а затем его преемники Фома и Николай Красинские не останавливали этого массового переселения.
Великорусские выходцы расходились по всей волости, занимали все понравившиеся им лужайки и пролески, строили около источников кельи и небольшие монастыри и основы­вали посёлки, презрительно сторонясь от местных жителей и братски поддерживая друг друга.
Старостам и панам они вполне исправно платили за землю, требуя одного, чтобы те не вмешивались в их дела. Благодаря этому старообрядцы составили особый мирок, чуждавшийся местных нужд и живший собственными интересами.
Один из их посёлков незаметно вырос под самым Гомелем в полу­версте от замка и вскоре обратился в Спасову слободу (то есть сво­бодную общину), насчитывавшую до сотни дворов.
Фельдмаршальская улица в Гомеле (ныне - улица Пролетарская) формировалась на территории былой староверческой Спасовой слободы
Гомельские старообрядцы соперничали зажиточностью даже с соседними ветковцами, у которых тогда был собственный епископ Епифаний, и выстроили у себя церковь во имя Преображения Господня, во всём подобную ветковской. Стоявшие во главе гомельских старообрядцев попы Иоаким и Матвей убеждали их устроить у себя раскольничью епископскую кафедру и, если ветковцы не отдадут Епифания, то насильно увести его в Гомель.
По их советам, гомельские старообрядцы 31 марта 1735 года толпами пошли на Ветку добывать Епифания, но неожи­данное вмешательство расстроило их планы.
Правительство императрицы Анны Иоанновны, пользуясь бессилием Польши, из фискальных соображений приказало полковнику Сытину вступить в польские пределы и вывести обратно в Россию ветковских старообрядцев Это было исполнено 1 апреля 1735 года. Гомеляне, увидав, что полки Сытина окружают Ветку, спешили по домам, а некоторые из них тут же решили добровольно уйти в Россию: разобрали свою церковь и во главе с Варлаамом Казанским пере­селились в Клинцы [источник: Мельников (А. Печерский). Исторические очерки поповщины // Русский вестник за 1866 год; Лилеев М. И. Из истории раскола на Ветке и в Стародубе XVIIXVIII веков. – Выпуск 1. – 1895 год].
Но с их уходом приток старообрядцев в окрестности Го­меля не ослабевал. Около 1750 года пришёл из Вереи некий Мака- рий, положивший начало Макарьеву (Терловскому) скиту.
Около того же времени возникли следующие скиты: Филатов в 15 верстах от города; Спасский в предместье города с игуменом Валаамом; Анфимов, основанный в 1750 году псевдоепископом Анфимом над Сожем в 10 верстах выше Гомеля, в урочище Боровицы, на месте уцелевшей от 1735 года часовни; в 1760 году Пахомьев и одновременно Асафов скит, построенный выходцем из Гжатска, старцем Иосафом в урочище Чолнский или Чонский обрыв.
Первенствующее место среди всех их принадлежало Лаврентьеву, основанному ещё в 1735 году калужским выходцем Лаврентием.
Старообрядцы
Недостаток в священнослужителях побуждал гомельских старообрядцев ещё в 1759 году обращаться к Святому Синоду с просьбой о поставлении им епископа по старым книгам, но это было отклонено.
Зажиточность и взаимная под­держка старообрядцев были соблазном к тому, что некоторые из православных и униатов стали переходить в их согласия, чему, конечно, много способствовало легковерие простодушных белорусов.
Так, в 1775 году полуграмотный мужик из Спасовой слободы Илларион по прозвищу Коровьи Ножки, основал секту чернобольцев, а около деревни Крупец до 1838 показывались народу года псевдомощи и распространялись «Сказания о житии и отчасти чудесах преподобного отца нашего Викентия, иже на Новом Крупце».
Старообрядческая Ильинская церковь в Гомеле
После присоединения Гомеля к России старообрядцы нашли себе могущественных покровителей в лице Румянцевых, и их самобыт­ность была надолго обеспечена.

© Из книги: Л. А. Виноградов. Гомель Его прошлое и настоящее. 1142–1900 г. – М., 1900. – С. 24–25.

Комментариев нет:

Отправить комментарий