Две части болотного массива – Горелое и
Ярославское (Орловское) болота – до проведения через Гомель первой линии
железной дороги составляли единый географический объект, который в исторической
ретроспективе следует рассматривать как остаток послеледникового озера.
Озеро было многоводным из-за значительного
поднятия уровня Мирового океана (таяние ледника давало о себе знать), и
избыточные воды вытекали ручьями в сторону Сожа. Наносные осадочные породы
ледниковой эпохи, а также коренные песчаные и супесчаные почвы легко вымывались
этими водотоками. В результате их русла довольно быстро превратились в глубокие
овраги, особенно впечатляющие на склонах правого надсожского берега.
© А. Ф. Рогалев. Гомель: страницы древней истории, формирование улиц, местные тайны и загадки. – Гомель: Барк, 2014. – 248 с. (с. 23, 24). Древний гомельский ландшафт