Дом
коммуны: роман, повести / Василь Ткачёв; перевод с белорус. языка М.
Позднякова. – Минск: Літаратура і Мастацтва, 2010. – 232 с. – (Лімаўскі
фальварак).
Раман, які даў назву новай кнізе Васіля Ткачова, – пра блізкае ўчора і сённяшні дзень горада, дзе жыве пісьменнік. Дом камуны – звычайны дом, дзе жывуць самыя розныя людзі, са сваімі клопатамі, часта са сваімі невырашальнымі праблемамі. Васіль Ткачоў пільна ўглядаецца ў жыццё, спрабуе выбудаваць залежнасць тых ці іншых фактаў рэчаіснасці ад чалавечых характараў і лёсаў.
Произведения Василя Ткачёва хорошо известны в Беларуси.
Его произведения узнаёшь сразу, даже если и не указана фамилия автора. У него свой стиль, герои, большинство которых объединяет любовь к родной земле. В многочисленных произведениях этого писателя и драматурга целая планета людей, образов и горожан, и сельчан.
С особым чувством изображает Василий ТКАЧЁВ жителей села,
которых знает не понаслышке: корни автора там, в родной Гуте на
Рогачёвщине. Поэтому неудивительно, что так ярко, образно и правдиво
показывает писатель сельчан, их внутренний мир, мечты и настоящую жизнь.
Роман, две повести, тридцать один рассказ и две пьесы включены в новую
книгу Василия Ткачёва «Снукер», которая вышла на белорусском языке в
серии «Библиотека Союза писателей Беларуси».
В романе «Дом коммуны» автор описывает большой областной город,
многочисленных его жителей в сложное и трагическое время, в период так
называемой перестройки и распада великой и мощной державы – Советского
Союза. Событийный центр романа – Дом коммуны, жители которого сами стали
героями или связаны каким-то образом с другими персонажами
произведения. В данном случае дом отождествляется со страной, которая
разваливается, как и дом, которому срочно нужен ремонт. Его жители
одновременно являются жителями страны, которая переживает катаклизмы.
Именно этот дом сформировал духовное единство целого поколения людей.
Причём в трудные и сложные моменты истории: индустриализация,
коллективизация, Великая Отечественная война, послевоенное
возрождение...
«У каждого дома есть своя история. Она неразрывно связана с историей
народа, с историей страны...», гласит эпиграф к роману. И деятельность
многих руководителей, и жизнь представителей разных слоёв населения, в
том числе творческой интеллигенции, связаны именно с этим домом.
Убедительными создал писатель все образы. Ему удалось передать их
характеры, показать все те обстоятельства, атмосферу, которая царила в
перестроечное и постперестроечное время в областном центре.
Наиболее удались автору персонажи и картины представителей местной
интеллигенции, ибо он жил и живёт среди них, знает всё «изнутри»,
переживает, волнуется, любит и ненавидит. Перед читателями предстают
журналисты, литераторы, художники, скульпторы и другие творческие люди,
их поступки и мысли передают атмосферу своего времени.
Жизнь есть жизнь:
рядом с хорошими людьми, талантливыми и творческими, действуют
проходимцы. Показал автор и представителей новой прослойки населения,
рождённой переменами в социально-экономической жизни страны, – бомжей. У
них свой мир, они временно живут, кстати, в том же Доме коммуны,
который медленно, с трудностями, реконструируется, переходит к новому
быту. Затронул писатель и деградацию личности на почве алкоголизма:
незаметно, постепенно хороший в общем человек превратился в карикатуру
на нормального человека.
В небольшом по объёму произведении Василий
Ткачев показывает большие социально-экономические сдвиги, которые
буквально на наших глазах произошли в обществе: уничтожение системы
ценностей, деидеологизация общественно-политической жизни, внедрение
стандартов западного «общества потребления».
Повести «Участковы і фокуснік» и «Гульня», как и рассказы,
напечатанные в книге, затрагивают непростые взаимоотношения людей. С
интересом познакомится читатель и с пьесами «Снукер» и «Курорт для
зятя».
Михаил Ковалёв.
О Доме-коммуне из книги А. Ф. Рогалев. От Гомиюка до Гомеля. Городская старина в фактах, именах, лицах. – Гомель: Барк, 2006. – 220 с. (с. 146).
«Дом-коммуна» был построен в 1929–1931 годах для рабочих гомельского паровозовагоноремонтного
завода и представлял собой принципиально
новый тип жилого дома.
На первом этаже размещались общие помещения для жильцов: столовая, библиотека-читальня, детское
дошкольное учреждение, красный уголок.
На втором–шестом этажах вдоль
коридора шли жилые комнаты. Здесь же имелись общие кухни, санузлы и прачечные.
До середины 60-х годов XX века этот «Дом-коммуна» был не только самым высоким в Гомеле, но и единственным в городе домом с лифтом.