Гомель существовал задолго до
1142 года, под каким он был упомянут впервые в Ипатьевской летописи.
В 40-е годы XII века Гомель
являлся достаточно крупным по тем временам политическим, торговым и культурным
центром Восточной Славии.
Уже в конце X – начале XI века
Гомель, выросший на месте восточнославянских поселений IX века, был населённым
пунктом городского типа.
А что было до IX–X веков? Кто
жил в «догородских» посёлках? Существовала ли преемственность населения в
гомельских окрестностях долетописного времени? Можно ли определить этноязыковую
принадлежность самых первых обитателей нашей местности?..
Л. А. Виноградов, автор очерка
«Гомель. Его прошлое и настоящее. 1142–1900 г.» (Москва, 1900), отвечал на
сформулированные вопросы следующим образом: «Как все древнейшие города, он
(Гомель – А. Р.) не помнит года своего основания, так как возник ещё в то
время, когда люди не знали ни письменности, ни летосчисления; вернее всего, что
начало его было положено одной, двумя хижинами каких-нибудь полудиких
звероловов или рыбаков, бывших первыми поселенцами здешнего края» (с. 5).
Современные историки и археологи
дают более информативные и детальные ответы: «В ходе археологических наблюдений
и археологических раскопок в границах Гомеля и окрестностей выявлено много
археологических памятников: стоянки эпохи неолита и бронзового века, два
городища милоградской и зарубинецкой культур, селища железного века и эпохи
раннего феодализма» (Гомель. Энциклопедический справочник. Минск: Белорусская
Советская Энциклопедия имени Петруся Бровки, 1991. С. 14).
Однако и возможности археологии
ограничены. Мы согласны с известным историком Львом Гумилёвым, считающим, что
при помощи археологических находок «эпоху можно определить удовлетворительно,
но этнический состав – невозможно» (Л. Н. Гумилёв. Древняя Русь и Великая
Степь. М.: Мысль, 1989. С. 33).
Таким образом, остаётся как
будто открытым, по крайней мере, в историко-археологической литературе, вопрос
о том, кто построил посёлки, которыми покрылся холм, «господствовавший над
слиянием Сожа и Ипути и занимавший одно из самых красивых и выгодных положений
на всём протяжении обеих рек» (Л. А. Виноградов, с. 5).
Нет в исторической литературе
также информации о том, какие племена, «переселявшиеся друг за другом, временно
занимали его (холм над Сожем и Ипутью – А. Р.) и затем опять уходили, пока
славянское племя радимичей, расселявшееся по Сожу, окончательно не удержало его
за собой» (продолжение цитаты из книги Л. А. Виноградова).
Но страницы предыстории Гомеля
можно прочитать с помощью географических названий…
В слове, названии обычно
сконцентрирован и зашифрован «текст» – маленький рассказ, имеющий своеобразный
сюжет, иногда очень неожиданный и впечатляющий.
Из книги © А. Ф. Рогалев. От Гомеюка до Гомеля. Городская старина в фактах, именах, лицах. Гомель: БелАНТДИ, 1993. – 216 с. (с. 6–8).
P. S. Данная книга как раз и является опытом прочтения древностей посредством лингвистических данных. В этом её своеобразие и значение.