Поиск по этому блогу

воскресенье, 4 октября 2020 г.

Насколько древен город Гомель?


Гомель существовал задолго до 1142 года, под каким он был упомянут впервые в Ипатьевской летописи. 

В 40-е годы XII века Гомель являлся достаточно крупным по тем временам политическим, торговым и культурным центром Восточной Славии.

Уже в конце X – начале XI века Гомель, выросший на месте восточнославянских поселений IX века, был населённым пунктом городского типа.

А что было до IX–X веков? Кто жил в «догородских» посёлках? Существовала ли преемственность населения в гомельских окрестностях долетописного времени? Можно ли определить этноязыковую принадлежность самых первых обитателей нашей местности?..

Л. А. Виноградов, автор очерка «Гомель. Его прошлое и настоящее. 1142–1900 г.» (Москва, 1900), отвечал на сформулированные вопросы следующим образом: «Как все древнейшие города, он (Гомель – А. Р.) не помнит года своего основания, так как возник ещё в то время, когда люди не знали ни письменности, ни летосчисления; вернее всего, что начало его было положено одной, двумя хижинами каких-нибудь полудиких звероловов или рыбаков, бывших первыми поселенцами здешнего края» (с. 5).

Современные историки и археологи дают более информативные и детальные ответы: «В ходе археологических наблюдений и археологических раскопок в границах Гомеля и окрестностей выявлено много археологических памятников: стоянки эпохи неолита и бронзового века, два городища милоградской и зарубинецкой культур, селища железного века и эпохи раннего феодализма» (Гомель. Энциклопедический справочник. Минск: Белорусская Советская Энциклопедия имени Петруся Бровки, 1991. С. 14).

Однако и возможности археологии ограничены. Мы согласны с известным историком Львом Гумилёвым, считающим, что при помощи археологических находок «эпоху можно определить удовлетворительно, но этнический состав – невозможно» (Л. Н. Гумилёв. Древняя Русь и Великая Степь. М.: Мысль, 1989. С. 33).

Таким образом, остаётся как будто открытым, по крайней мере, в историко-археологической литературе, вопрос о том, кто построил посёлки, которыми покрылся холм, «господствовавший над слиянием Сожа и Ипути и занимавший одно из самых красивых и выгодных положений на всём протяжении обеих рек» (Л. А. Виноградов, с. 5).

Нет в исторической литературе также информации о том, какие племена, «переселявшиеся друг за другом, временно занимали его (холм над Сожем и Ипутью – А. Р.) и затем опять уходили, пока славянское племя радимичей, расселявшееся по Сожу, окончательно не удержало его за собой» (продолжение цитаты из книги Л. А. Виноградова).

Но страницы предыстории Гомеля можно прочитать с помощью географических названий… 

В слове, названии обычно сконцентрирован и зашифрован «текст» – маленький рассказ, имеющий своеобразный сюжет, иногда очень неожиданный и впечатляющий.

Из книги © А. Ф. Рогалев. От Гомеюка до Гомеля. Городская старина в фактах, именах, лицах. Гомель: БелАНТДИ, 1993. – 216 с. (с. 6–8) 

P. S. Данная книга как раз и является опытом прочтения древностей посредством лингвистических данных. В этом её своеобразие и значение.