Румянцевский дворец,
сооружавшийся в стиле классицизма, предназначался не для постоянного проживания
его хозяина, а лишь для кратковременного проживания, балов и приёмов.
Именно поэтому дворец,
отличавшийся архитектурным великолепием и торжественностью, не имел развитого
блока служебных помещений, а сам план дворца и его месторасположение – на высоком сожском берегу – свидетельствовали, по
мнению В. Ф. Морозова, о стремлении
создать не столько жилой дом, сколько величественное и грандиозное мемориальное сооружение, символизировавшее
соединение земли и неба и являвшееся памятником чистому искусству,
величию России, славе самого фельдмаршала.
Полководец
действительно бывал в своем гомельском дворце изредка, наездами, а дворец
возводился и отделывался постепенно на протяжении 80-х годов XVIII века.
Являясь
генерал-губернатором Малороссии (с 1764 года), Пётр Александрович Румянцев жил
в своих украинских имениях, выезжал в столицу, участвовал в управлении
войсками, при этом давал мудрые наставления
своим ученикам, в частности, А. В. Суворову.
Очевидно, не только
гомельский дворец, но и весь Гомель его владелец хотел осмыслять и видеть как
воплощение своей славы и своего гражданского подвига, как максимально
избавленный от жизненной суеты роскошный подарок высочайшей особы,
преподнесённый в ознаменование великого государственного дела.
Источник © А. Ф. Рогалев. От Гомиюка до Гомеля. Городская старина в фактах, именах, лицах. Гомель: Барк, 2006. – 220 с. (с. 117).