При анализе
непатронимических фамилий, восходящих к древним антропонимам, мы используем
термины имя-оберег, имя тотемного типа и антропозооним.
Именем-оберегом называется обманное, или
ложное имя, которое должно было уберечь человека от сглаза, порчи, наговора. В
качестве оберегов чаще всего выступали:
– «плохие»
имена типа Немил, Нелюба, Нехорошко, Некрас, содержавшие
отрицательную характеристику именуемого и тем самым «нейтрализовавшие» злой
умысел;
– имена типа Ненаш, Найдён, которые указывали на отсутствие кровного родства ребёнка с
его родителями (к найденным, подкинутым детям злая сила, как считалось, не
приставала);
– непонятные
имена иноязычного происхождения, косвенно подчёркивавшие всё ту же
«найденность» ребёнка.
В именах
тотемного типа ощутимы отголоски тотемизма, то есть веры в тотемного предка и культ тотемов –
обожествляемых животных, растений, иногда даже предметов, а также
географических объектов и явлений природы, считавшихся родоначальниками,
опекунами и оберегателями определённой группы людей – рода, племени, общины
(например, Бусел, Вевер, Волк, Дятел).
Антропозоонимом мы называем такое
именование, которое параллельно использовалось как описательное обозначение какого-либо животного или какой-либо птицы и как имя человека (например, Белоногий, Беляй, Вислоух, Годун, Пеструн, Краснобород).
© А. Ф. Рогалев Историческая антропонимия Гомеля и
окрестностей. Гомель: Барк, 2009. – 152 с.