Поиск по этому блогу

воскресенье, 15 сентября 2019 г.

Из предыстории фамилий жителей Гомеля и окрестностей


Чтобы объяснять конкретные фамилии, надо знать также предысторию фамилий.
Первоначальная формула именования лица была одночленной. В дохристианский период люди имели только личное имя, данное родителями, которое в процессе социализации человека (при вхождении его в общество) могло заменяться прозвищем, данным социумом. Прозвище превращалось в личное имя, известное всем, то есть в явный идентификационный знак.
Кроме явного имени, у людей старого Гомеля могло быть тайное имя, которое знали только самые близкие люди. Наличие двух имён – явного и тайного – не меняло формулы именования лица. На протяжении многих веков она оставалась одночленной, потому что состояла исключительно из личного имени (прозвища).
Вот примеры некоторых личных имён (прозвищ) людей, живших в Гомеле в XI веке: Бык, Третьяк, Беляй, Пятюня, Вечорка, Ярец, Ждан, Лобач, Кульша, Ляпун, Шибан, Поздняк, Зубко, Бегун, Ушак. Все они со временем трансформировались в фамилии.
По мере развития общественно-политической и экономической жизни и усложнения социальной структуры общества, главным образом после принятия христианства, стало недостаточным называть человека только одним именем.
К личному имени стали прибавлять определение, указывавшее на родственные связи с главой семьи, рода. У людей, таким образом, появилось именование по отцу, реже – по матери. Формула именования лица стала двучленной, потому что состояла уже из двух словесных фактов.
Одним именем до конца XVII – начала XVIII веков продолжали именоваться, главным образом, служители религиозных культов. Только по имени назывались и крепостные крестьяне, однако это не было общим правилом и касалось преимущественно крестьян Московского государства.
© А. Ф. Рогалев Историческая антропонимия Гомеля и окрестностей. Гомель: Барк, 2009. Авторское право соблюдено.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.