Первоначальная
формула именования лица была одночленной. В дохристианский период люди имели
только личное имя, данное родителями, которое в процессе социализации человека
(при вхождении его в общество) могло заменяться прозвищем, данным социумом.
Прозвище превращалось в личное имя, известное всем, то есть в явный идентификационный
знак.
Кроме явного
имени, у людей старого Гомеля могло быть тайное имя, которое знали только самые
близкие люди. Наличие двух имён – явного и тайного – не меняло формулы
именования лица. На протяжении многих веков она оставалась одночленной, потому
что состояла исключительно из личного имени (прозвища).
Вот примеры
некоторых личных имён (прозвищ) людей, живших в Гомеле в XI веке: Бык, Третьяк, Беляй, Пятюня, Вечорка, Ярец, Ждан, Лобач, Кульша, Ляпун, Шибан, Поздняк, Зубко, Бегун, Ушак. Все они со временем
трансформировались в фамилии.
По мере
развития общественно-политической и экономической жизни и усложнения социальной
структуры общества, главным образом после принятия христианства, стало
недостаточным называть человека только одним именем.
К личному
имени стали прибавлять определение, указывавшее на родственные связи с главой
семьи, рода. У людей, таким образом, появилось именование по отцу, реже – по
матери. Формула именования лица стала двучленной, потому что состояла уже из
двух словесных фактов.
Одним именем
до конца XVII – начала XVIII веков продолжали именоваться,
главным образом, служители религиозных культов. Только по имени назывались и
крепостные крестьяне, однако это не было общим правилом и касалось
преимущественно крестьян Московского государства.
© А. Ф. Рогалев Историческая антропонимия Гомеля и
окрестностей. Гомель: Барк, 2009.